Окей!
ATL
Лимб
Лимб
Лимб

Лимб

ATL
x
ATL
2017 • 11 треков
Топ Года
Партнерский Материал
Слава Говоров
Автор Статьи•4 Апреля, 2023
Ревью
Лимб
Иные же будут у праведного Судьи ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания. 

Такие слова произнёс Григорий Богослов в IV веке, говоря о месте, куда не попадают блаженные праведники, но и не остаются проклятые грешники. Место то заполнили души тех, кто не мог быть сослан в Ад, но до Всевышних Врат тоже не допускался. Позже христианская церковь даст этой обители, носящей статус пограничного рубежа между пристанищем Бога и Люцифера, абсолютно чёткое название – Лимб. 

В целом, как будто один этот абзац уже весьма исчерпывающе рисует нам картину, пожалуй, самого большого альбома от ATL. Но, как обычно это бывает, всё не так просто. Поэтому и настало время поговорить про “Лимб” – один из главных альбомов всего хип-хопа на русском языке.

Если бы в России был аналог американской горы Рашмор, увековечивающей главных реперов страны, то одним из ликов, высеченных на склонах утёса, был бы ATL. Сега точно заслужил находиться в когорте лучших реп-артистов, пишущих свой материал для русскоязычной аудитории. Та самая работа, которая окончательно сняла все вопросы по этому статусу стала “Лимб” – шестой альбом чувашского артиста, вышедший в 2017 году.

“Лимб” венчает собой скрытую трилогию, которая закольцовывает историю цикличного пребывания главного героя в трёх экзистенциальных состояниях: 

– Охота 

– Последствия 

– Принятие

Безусловно, немалую долю вдохновения Сега получил, переосмыслив и экстраполировав произведение Ирвина Уэлша “Кошмары Аиста Марабу”, в котором главный герой, будучи в коме, находится одновременно на трёх уровнях сознания.

Обложка книги издательства "Азбука"

На начальной и самой глубокой стадии, переполненной бессознательным и всяческими олицетворениями он охотится на дикого аиста Марабу, истребляющего стаи фламинго. Чуть выше герой романа живёт человеческую жизнь, занимаясь мерзкими вещами, связанными с насилием, наркотиками и наложением рук на всех, в том числе и на себя самого, из-за чего и оказывается в коме. Мы узнаём о том, из-за чего он стал таким подонком: всё это происходит посредством флэшбеков из очень тяжёлого детства героя.

На самом верхнем уровне сознания он слышит и чувствует всё, что происходит в его больничной палате, в том числе и девушку, которая явилась к нему отомстить за ужас, который он с ней совершил в реальной жизни.

Получив то, за чем пришла девушка отправляет героя на «ту сторону», тем самым открывая простор для фантазии и творчества, где мы и встречаемся с “Лимбом”.

Запутались? Не понимаете какого чёрта в обзоре на музыкальный альбом я посвящаю несколько абзацев литературному произведению? Сейчас постараюсь всё разложить по полочкам.

Если не адепт, то явно питающий симпатию к эстетике контркультуры ATL получает инъекцию великолепной фабулы, после прочтения “Кошмары Аиста Марабу”, где точно есть чем поживиться.

После неудачной охоты на Марабу и собственной смерти в реальной жизни, герой романа перевоплощается в самого аиста, которого убивает собственный напарник, тем самым умерщвляя героя на всех уровнях его сознания. Наступает следующий этап, который Сега воплотил во второй части своей трилогии “Карма х Кома”, ведущей рассказ о последствиях прожитой им (равно героем книги) жизни.

В песне “Тоннель” я слышу:

Я лестницу, практически, построил в небо, ведь это мой космический конструктор LEGO. Прошлый пакет я поделил на 10 треков. Вот и как после них остаться человеком?

Архиважным для сюжета трилогии выступает слово «пакет», ибо он на прямую связывает первые два альбома. Вы бы могли подумать при чём тут вообще пакет и как десять треков на “Марабу” можно подвязать к пакету? Однако, по сюжету “Кошмаров Аиста Марабу”, на фундамент которого опирается ATL, главный герой убил себя удушением именно через… пакет.

С помощью “Марабу” ATL приблизил себя к карме за всё, что он натворил и последующей коме. Финальная глава принятия в повествовании не заставила себя долго ждать… 

“Лимб” встречает меня психоделическим интро, вводя в атмосферу эфемерной области подобной тому, где может находиться душа, попадающая в промежуточное пространство, которое в представлении Серёжи имеет нечто общее с космосом.

Звук пластинки смежен с тем, что я услышал на “Марабу” и “Карма х Кома”. Мощные 808’е звучат в унисон с драм эн бэйс мотивами, переплетёнными с альтернативным хип-хоп звучанием аналогов которому трудно найти что на отечественной сцене, что за океаном.

Но стоп, многие из вас логично зададутся вопросом -  а почему Лимб-то? Почему Лимб, когда герой сюжета Сеги является конченным негодяем и грешником, который получил по заслугам и на верхнем уровне сознания по книге, и в глубоком бессознательном, и в переосмыслении самого Серёжи на “Марабу”? Где тут хоть одна причина, чтобы не отправить убийцу аиста в самый последний круг Ада по Данте прямиком в пасть Люцифера?

У меня есть две теории:

В первую очередь ATL переносит сюжет произведения на самого себя. Он осознаёт, что, не смотря на все грехи, совершённые им, он сделал добра если не больше, то как минимум эквивалентно уровню произведённого им зла.

Кроме этого, подсказку даёт нам прямое определение Лимба, а точнее детерминация его содержимого. По христианскому определению в первую очередь в Лимб отправляются благочестивые язычники, которые либо не имели возможности быть обращёнными в христианство, либо просто жили достойную, правленую жизнь христианина, не будучи приклонёнными перед Христом.

Мне кажется что-то в “Лимбе” есть от обеих этих интерпретаций. И если первое предположение устаканивает представление о банальном авторском почерке, то вторую теорию мы можем подкрепить наблюдениями, полученными в процессе прослушивания альбома.

На “Лимбе” лежит много, просто очень много языческих мотивов. Помимо самого драм эн бэйса, форма которого переносит меня к языческим танцам древних шаманов, воплощённых уже на втором треке с пластинки, меня встречают и эзотерические сюжеты празднования весеннего равноденствия на треке “Вороний грай”, и священное жертвоприношение на погосте на “Гори ясно”, и акт самосожжения по причине ереси на “Архитекторе”.

Отдельно хочу остановиться на песне “Вороний грай”. Образ птицы тут присутствует не спроста. Если на “Марабу” герой охотится за уродливым аистом, то теперь рой безобразных птиц кружит над его разлагающимся трупом, о чём вообще свидетельствует самая первые строчки альбома:

Свет туши на притоне, где души обертоны станут памфлетом бредовым, что самому себе адресован.

Прочтите внимательно фразу “самому себе адресован” и подумайте, почему герой разговаривает с самим собой? Почему он сам себе пишет памфлет? Потому что это не линейное, но циклическое пребывание, о котором я говорил в самом начале. ATL уже был тут, он проходил через убийство Марабу, через убийство себя, через кому, Лимб и путешествие по загробному миру уже ни раз. На эти мысли меня натолкнула одна из последних песен “Лимба” – “Обратно”.

Одной из отличительных черт шаманизма и язычества является акт поклонения предкам, в том числе и умершим. Припев песни “Обратно” напоминает мне языческую молитву к духу матери героя, в которой он возглашает:

Мама, роди меня обратно. Я пожалел об этом тысячекратно.

Сега приходит к изнеможению от нахождения где-то «между». Он на столько измучен и истощён, что последняя его надежда на то, чтобы вырваться от вечного скитания по Лимбу – это просьба повернуть всё вспять, отправить его обратно.

Так или иначе ему это удаётся и в песне “Танцуйте” ATL говорит мне не только о том, что не нужно грустить и скорбеть об умерших, а продолжать жить свою жизнь, но и о всевозможных сценариях свей смерти, которые он проходил каждый раз, когда оказывался в Лимбе и молил вернуть его назад.

“Лимб” безусловно стал культовым альбомом среди русскоязычных слушателей хип-хопа. Он отличается и своей уникальной, неповторимой словесной аутентичностью, и сюжетом, и звучанием. Наверное, именно так и должен звучать самобытный рэп на русском языке, который ищет сюжеты в собственных корнях и культуре.

Сам ATL всем своим творчеством и, в том числе, этой пластиной бустанул не только Acid House на поиски собственного звука, но и вдохновил таких артистов как Хаски и Mnogoznaal экспериментировать с образом и формой в сторону их альтернативного звучания. Спустя шесть лет очевидно, что “Лимб” стал классикой и неким культурным достоянием всей музыки на русском языке не зависимо от жанра.

Chingar Chill Shmood 1Chingar Chill Shmood 1
Тебе также может понравиться
No items found.