Кто будет молится, когда мы станем усопшими?
Такими словами заканчивается одна из главных записей на русском языке в 2023 году.
Признаюсь честно, я не много слышал о FRIENDLY THUG 52 NGG до этой осени, когда он представил свой дебютный альбом “Cristoforo Colombo”. Читатели Chingar'a могут вспомнить, что я отмечал его куплет на крайнем альбоме SALUKI “WILD EAST”, который также вышел в текущем году. Пару раз, этим летом, я прогонял “Cruiser Aurora”, но, честно говоря, меня эта работа ничем не зацепила, в отличие, кстати, от второго альбома другого участника объединения 52 ALLBLACK52 “Long Live 812”. Поэтому сказать, что я ждал этого альбома, утверждать, что был посвящён в роллаут, предысторию, синглы и прочие атрибуты пластинки, было бы враньём. FRIENDLY THUG 52 NGG был для меня абсолютно неизвестным персонажем до того момента, как я услышал “Cristoforo Colombo”.
А узнать что-то про Тага не из его творчества, на самом деле, очень не просто. В одном из видео, которое он записывал для одной из своих соц. сетей, рассуждая о “Cristoforo Colombo”, он отметил, что отказался от всех интервью, на которые его звали в этом году, а также добавил, что сказал микрофону всё, что он хотел бы сказать. И знаете что? После прослушивания этой работы я тоже так считаю!
Правда. Давайте вспомним все эти стандартные вопросы, которые задают интервьюеры lowkey артистам перед выходом их дебютных альбомов: Кто ты? От куда ты? Где родился? Как и с кем ты рос? Что хотел сказать на новом проекте? На все эти вопросы вы получите ответы прослушав “Cristoforo Colombo”. Честно говоря, если в ближайшее время я увижу какое-то интервью с этим артистом то, скорее всего, пройду мимо. И не потому, что FRIENDLY THUG мне не интересен. Просто я действительно не знаю, что ещё нового о себе он может рассказать слушателю, который внимательно ознакомился с его дебютной пластинкой. Сразу вспоминаются строчки ALLBLACK52, которого я уже упоминал выше:
Нужно мой рэп услышать, чтоб точно его понять.
И это тот главный фактор, который позволяет мне выделять “Cristoforo Colombo” на фоне большинства других релизов. Если вам действительно интересен FRIENDLY THUG, вы узнаете о нём всё, что он сам захотел о себе поведать из его нового альбома. Ведь уже после интро у меня начали зарождаться мысли о том, что этому реперу действительно есть что сказать. И, не смотря на то, что эстетика первых двух треков с “Cristoforo Colombo” чем-то перекликается с “Savage Mode II”, я не могу вспомнить, чтобы меня так сильно увлекало вступление к русскоязычному альбому со времён, наверное, “Уробороса” от Скриптонита.
Мне очень понравилось, как на “Intro” построен мост между двумя главными нарративами, которые транслируются закадровым голосом – о справедливой быстротечности времени и зависти, как главной преграде человека на пути к развитию, да и, в принципе, какому-то движению.
Этим связующим компонентом выступает фраза:
Чего ты хочешь? Хочешь превзойти себя или обогнать кого-то?
Сразу вспомнилось интро к песне “t h e . c l I m b . b a c k”, где J. Cole высказывает тождественную мысль, начиная со слов:
Are you doin' this work to facilitate growth or to become famous?
Работа над собой во имя того, чтобы стать лучшей версией себя, а не по причине наличия желания обогнать кото-то из зависти. Разъедающего чувства, что у кого-то есть то, чем ты не обладаешь. И это, пожалуй, главная идея пластинки. Найти себя. Открыть себя. Кристофер Колумб!
Всему, что FRIENDLY THUG говорит на “Cristoforo Colombo”, веришь. Это не интернет гангстер, который кичится оружием и веществами в треках и клипах, а настоящий парень с улиц, который прошёл через все эти «уличные дела», при чём, не будучи в них актёром второго плана.
И вот эта его «настоящность» подкупает с первых строчек. На первом джоинте с альбома, без припевов и фитов, на достаточно цепляющем бите, Таг выдаёт такие слова:
Меня хотят купить — скажи им, таких денег нету. Пусть Nina чистит зубы, чтоб дыхание было menthol. Убери палец с крючка на пистолете, а то видно, что ты киндер - это всё для интернета. Выхожу, как раньше, в угол, меня любят клиенты. То, что я их проводник, уверен, кто-то флексит этим. Мы не twin'ы, ни за что, просто мой брат не педик. Я зависим от всего, как оставаться independent?
На альбоме всё находится на своём месте. Парты приглашённых реперов звучат органично с куплетами самого Тага. Некоторые из них, как Yanix, по-моему, представили одни из лучших строчек в своей карьере именно на “Cristoforo Colombo”.
Хрестоматийными примерами такой синергии выступили “Legit Check” с Big Baby Tape или “na Circus” со Скриптонитом.
На последнем FRIENDLY THUG выдаёт мысли, которые много раз пересекаются с главной идеей альбома, которую я высказал выше:
Мог бы подсобить родителям, поступки не требуют зрителей. Ты не поднялся от слова совсем, если зовёшь таксиста водителем. Занял денег, не проблема, хоуми, я, надеюсь, ты мне не лукавишь в просьбе. Нахуй левых, много посторонников, много постироний, не хожу на пробы этих театров. Не участвую в спектаклях, постановках ради хайпа. Не болтаю чё попало, ради их респекта, поощрений или вайба. Я хочу быть собой прошлым, но ещё я хочу бабок, а это не связано.
Жёстко, но искренне. Вещества, криминал, улицы. Я не знаю, оставил ли FRIENDLY THUG это всё позади действительно, но тот факт, что на протяжении всего альбома он говорит о своём прошлом так откровенно, вызывает у меня уважение.
Я не думаю, что FRIENDLY THUG хотел бы, чтобы у слушателя создалось впечатление о нём, как о беспросветном быдле, который только и может, что банчить на углу и читать об этом. На второй половине альбома выделяется песня “Back To Back”, на которой я слышу вполне осязаемые мысли о будущем, в котором Таг полностью оставляет все уличные движения и живёт спокойной жизнью в кругу своих ближних – тех, с которыми начинал.
А ближе к концу релиза, песней “After Paper Flow” FRIENDLY THUG открывает слушателю свою рефлексию словами:
Сильно расклеялся в номере, с мыслями, что меня не понимают. Ехал в такси и я не мог собраться, но говорил что со мной всё нормально. Набери и решим все вопросы, если дело в е**чей бумаге. Брат, мы просто людишки с больными умами.
В конечном итоге, я могу сказать, что получил один из лучших дебютных альбомов на русском языке, которые слышал за очень долгое время. Мне кажется, имея такой бэкграунд и, очевидное, умение рассказывать о нём, именно FRIENDLY THUG 52 NGG может стать тем, кто способен, в дальнейшем, написать “good kid, m.A.A.d city” на русском и по-русски. Говоря проще, я не хотел бы, чтобы рэпер тонул в этих постоянных референсах к прошлой жизни в своём будущем творчестве, поскольку это быстро может надоесть, а выпустил большой, концептуальный альбом, где творчески рассказал бы мне реальную историю уличного пацана на углу пятьдесят второго. Я думаю, исходя из того, что я услышал на “Cristoforo Colombo”, FRIENDLY THUG на это вполне способен.