Окей!
Скриптонит
7
7
7

7

Скриптонит
x
Скриптонит
2023 • 16 треков
Топ Года
Партнерский Материал
Слава Говоров
Автор Статьи•25 Декабря, 2023
Ревью
7
Проблема хороших альбомов Скриптонита в том, что им приходится соревноваться с его лучшими альбомами, которые он сам ненавидит.

Это довольно остроумное замечание, которое, к сожалению, было сформулировано не мной, думаю, в точности описывает чувства многих фанатов Адиля.

Не уверен, что “7” должен с кем-то чем-то соревноваться. Я вполне допускаю, что этот альбом может быть отнесен к лучшим работам за авторством казахского артиста, однако, я чувствую, что в прошедшем году не многие по достоинству оценили седьмой альбом Скриптонита. Напротив, как будто бы, большинство вообще прошло “7” стороной. В данном материале я постараюсь тезисно, но в то же время максимально подробно рассказать вам об этой работе Скриптонита, которую я бы окрестил его «лучшим рэп альбомом».

Больше года назад, через соцсети, Адиль выкатил мэссэдж, что в ближайшее время он готовит два релиза: один танцевальный, с более лиричными и мелодичными композициями; другой «рэп альбом», где не будет припевов и “прочей ху*ни”. Что, в общем и целом, мы и получили в 2023 году. Не так давно свет увидел “YEAHH”, с довольно-таки необычным для Скриптонита звуком, но перед этим, на экваторе весны, был выпущен тот самый «рэп альбом» “7”.

И, несмотря на то, что припевы на “7” всё-таки присутствуют, причём на каждой второй песне, они совершенно не управляют настроением трека, не подводят эмоционально к какому-то пику, что так свойственно именно поп-композициям. То есть с первого, да даже с третьего-четвёртого прослушивания у вас, скорее всего, не будет заедать в голове ни один припев с этого альбома. Что, на самом-то деле, хорошо. Ведь будучи адептом старой школы Адиль, возможно, как никто другой знает, что в рэп песне содержание, концепт, обязаны превалировать над массовостью формы, даже в угоду мелодичности.

На самом деле идеально опишут весь альбом всего три песни. Я не хочу сказать, что кроме них там больше нечего слушать, ни в коем случае! Но именно эти три композиции, как мне кажется, в большей мере нежели остальные впитали в себя весь тот замысел, который Адиль вкладывал в “7”. На них я подробно и остановлюсь: “Ради твоих перемен”, “Рабские лекции (Умножить)” и “Свистки”.

И в данном контексте нам не обойтись без визуала, а, точнее, без клипа на песню “Рабские лекции (Умножить)”.

Гениальная, потрясающая, невероятная работа, где даже сложно выделить какой-то один конкретный элемент, который бы в одиночку отвечал выше заданным параметрам. Видно, что всё в этой работе сделано по высшим стандартам Адиля. Сюжетно данный клип разделён на три главы:

1. Мухи

2. Рабы

3. Свистки

Тут я отсылаю вас к обзору на мангум-опус Скриптонита “Уроборос”, где я в подробностях описал то, что является, пожалуй, главным источником вдохновения для Адиля как для артиста. Если вкратце, то мы говорим про его корни, окружение его детства и архетипический образ жителя родного города Скриптонита – Павлодара.

Так, и что же делает Адиль на “7”? Он делит этот пласт людей на три категории. Первые – это Мухи. Мухи – это про бедность. Даже хуже, про нищету. Про нищету и отсутствие желания из неё выходить. И я говорю про какую-то природную неспособность, принятие абсолютно всех внешних преград и сведение собственной жизни к базовым потребностям: поесть, выжить, удовлетвориться (секс, наркотики, игры) и размножиться. Мухи осознают, что они мухи и, поэтому, полностью удовлетворены своим положением, поскольку не представляют, что из него можно как-то выбраться. Мухи будут жить в грязи и дерьме даже если у них появится возможность хотя как-то, хоть мизерно улучшить своё существование. Адиль не вышел из «мух», нет, но очень хорошо знает этот тип людей. Отчасти Скриптонит рассуждает об этом в треке “Мойки”, говоря:

Здесь на каждом шагу мойки, но город грязный. Они против легалайза, но все улицы в дыму. Я тот кусочек, что родной, но будто не вписывается в эти пазлы.

Образ мух встречает на “7” и на одной из лучших песен, с которой Адиль работал в своей карьере. Я говорю про “Ради твоих перемен”. Тут, голосом казахского поэта и артиста Самрата Иржасова, в формате споукен ворда я слышу метафоричные размышления о природе того, что так волнует Скриптонита и на этом альбоме, и в принципе во всём его творчестве.

Обязательно ознакомьтесь с полным текстом этого стихотворения в прозе, а я, для концепта материала приведу лишь отрывок:

Я в этой обшарпанной перетроганной комнате. Просто запачковался на лето, как мухи в оконной раме. Их загнала к нам бедность, раз они так бессовестно размножались. Я в этой комнате просто жвачка, суррогат собственных чувств. Застывшая под скамьёй шаткого зала школы. Я бы вынул AUX, тыкнул бы на Roseaux, но я не во вкусе тус. И вынужден пятками пачкать паркет под Шатунова. Вынужден всех терпеть раз меня это не трогает. Мода талдычит себя разменять на купюру? Копируй, меняй названия? Голос советует не вникать в их совесть, иначе разлюбишь.

Следующий тип людей – рабы. Рабы, в отличие от мух, не осознают, что они рабы. Напротив! Они живут в абсолютной уверенности иллюзии, что они «хозяева», что они на вершине Вавилонской башни. Они живут жизнью нескончаемого потребления, под влиянием веяний. Покупают то, что принято покупать; делают то, что модно делать. Это хорошо видно в том же клипе “Рабские лекции (Умножить)”.

Внимательно посмотрите героев главы “Рабы”. Вы увидите там мужчину, который выбирает своей женщине украшение в магазине и, буквально следующим же кадром, нам показывают женщину, которая раздевается перед камерой телефона, который закреплён на штативе, который часто используют для Тик-Тока. Символично, не правда ли?

Адиль высмеивает рабов, в том числе, через припев на треке “Стелить”, употребляя в нём слово из названия песни в трёх разных значениях:

Ты научился проставляться, но не научился стелить. Думаешь, знаешь чё базарить, но не смог застелить. Напялил всё, что нашел в хате, но не смог застелить. Думаешь, раз со мной курил когда-нибудь, то ты мой брательник?

Ну и свистки…

Тут мы подходим к третьему акту клипа на уже ни раз упомянутою мной песню. Я так часто ссылаюсь именно на визуал потому, что Скриптонит через него смог удивительно точно передать тот посыл, который закладывал в “7”. В конце клипа “Рабские лекции (Умножить)” мы слышим куплет из трека “Свистки”.

Свистки – третий тип людей. На слэнге это слово обозначает наркомана, который употребляет химические наркотики. В данном случае Адиль проводит параллель межу таким человеком и офисным клерком, карьеристом, коммерсантом, для которого сохранность собственной задницы тождественна дозе для наркомана. Свистки отличаются от мух и рабов тем, что они-то всё понимают. Они находятся, словно, над двумя другими типами людей, но, в то же время, не осознают, что это не 3-D пьедестал, а 2-D, на котором всё их мнимое превосходство умещается в прямую линию, где все равны: и мухи, и рабы, и они же сами – свистки.

На одноимённом треке, на единственном куплете, Скриптонит сбрасывает вуаль метафоры, которую он повесил на “Ради твоих перемен” и переходит к более осязаемым эпитетам:

Плюшевые мишки со спиралевидными зрачками. Напуганы кипой бумаг, равносильной оригами. В панораме всемирных событий вы все поверили, что больше не можете выйти. Нити сути потеряны... ...Мы жертвы второй лжи, даже если умнее. Пытаемся дать п**ды вентилятору, пока дома ждёт Дульсинея. Мы уже не рубцуемся, там, где нас на*бали. Пальцуя на видео символы, смысла которых не знаем. Укутаны знаменем. Таким же фальшивым, так же рождённым в незнании.

Ну а что же сам Скриптонит? Его трудно отнести к свисткам, и уж тем более к рабами или мухам, согласитесь? Но и на это есть ответ на “7”. В заключительном треке “Трезвым” Скрип говорит, что он отдельно.

Не «с ними» не «против них». Он просто отдельно. И фразой “Смотрю на пьяных трезвым. Смотрю на трезвых пьяным.”, он, словно, проводит черту на песке межу вообще всеми и собой, ведь пока он в одном состоянии, другие в ином, и наоборот. И так было всегда.

“7” больше, чем кажется на первый взгляд. Это тот материал, который вряд ли выкупаешь с первого раза, но в который точно стоит вникнуть. Адиль определённо выпустил очень сильный альбом, который был у меня на репите с момента выхода и, уверен, останется ещё долго в ротации. Не думаю, что это будущая классика в его дискографии, но, определённо, та самая пластинка, которую я буду называть, говоря о лучших его работах.

Chingar Chill Shmood 1Chingar Chill Shmood 1
Тебе также может понравиться
No items found.