С ним не хотят работать все музыкальные дистрибьютеры в мире – он запускает собственный лейбл. Ему не разрешают семплировать ни одну известную нам песню – он делает референсы на собственное творчество. Самые влиятельные компании отворачиваются от него на протяжении последних двух лет – его новый альбом дебютирует на первой строчке главного музыкального чарта Billboard Top 200.
Даже если вырвать приведённые выше тезисы из контекста, вы всё равно бы догадались о ком идёт речь. Без лишних слов и прелюдий. Вы и так всё это прекрасно знаете. На очереди мистер Канье Омари Уэст и его новый альбом “Vultures 1” в коллаборации с Ty Dolla $ign.
Прошло две недели с момента релиза альбома и, забегая вперёд, используя мою любимую фразу с уроков литературы в школе, скажу следующее и очень важное замечание: я вообще не понял, что хотел сказать автор. Не поймите меня неправильно, мне альбом, в целом, понравился. Отношу ли я “Vultures 1” в категорию топ альбомов в дискографии Йе? Боже, нет. Но чем больше я его слушаю, тем больше он со мной резонирует.
Сказав, что я не понял, что хотел сказать автор, я немного слукавил. Конечно, основной лейтмотив “Vultures 1” прозрачно считывается. В первую очередь – это идея того, как широко можно осклабиться на этот мир в фирменной, салонной, если позволите, манере. Просто тот язык, на котором выбрал поговорить со мной Йе, на первой части Стервятников, оказался для меня не вполне перевариваемым. Смешно сейчас читать отзывы людей после выхода “Yeezus”, которые транслировали тождественную риторику, но я всё-таки попробую коротко объяснить, что не так с “Vultures 1”.
Одна из первых мыслей, которая посетила меня при прослушивании проекта, звучала так – «какого чёрта это альбом»? На каком-то этапе мне показалось, что “Vultures 1” звучит довольно-таки скомкано, местами даже резко: послушайте переход с “PAID” на “TALKING”, далее на “BACK TO ME” и “HOODRAT”.
Всё это напомнило мне, на самом деле, начало выше упомянутого мною “Yeezus” – то как грубо и грязно врываются на альбоме поочерёдно: “On Sight”, “Black Skinhead”, “I Am A God” и “New Slave”. Затем сложилось ощущение, что обилием бэнгеров в середине альбома YS хотели добиться какого-то микса из “My Beautiful Dark Twisted Fantasy” и “Graduation”. И лишь в конце записи, с песнями “BEG FORGIVENESS”, “PROBLEMATIC” и “KING” пластинка показала мне некий блик индивидуальности. Всё вышеперечисленное побудило меня задаться тем вопросом, с которого я начал абзац и прийти к выводу, что лучше бы, наверное, “Vultures 1”, а потенциально тогда и вся серия Стервятников, декларировалась как серия микстейпов перед, видимо, готовящимся сольником Канье.
Кроме того, я, честно говоря, вообще не понял зачем тут Ty Dolla $ign. Да, я знаю, что вторая и третья части будут, видимо, сильно друг от друга отличаться, по крайней мере Йе говорил об этом, практически, прямым текстом. И, возможно, Ty раскроется на последующих Стервятниках больше, но на “Vultures 1” его присутствие было абсолютно не обязательным, ибо сложно вспомнить много моментов, где он был хотя бы на ровне с Канье.
Сходу могу назвать его парт на “BACK TO ME”, и куплет на “CARNIVAL”, но в остальном его вкрапления прошли абсолютно под радарами. Скорее всего Йе взял Ty Dolla $ign, чтобы отвлечь внимание босов лейблов и компаний, занимающихся дистрибьюцией, что мол «вот, посмотрите, это вообще альбом Ty, а я тут чисто сам подмазался», и, тем самым, проложить соломку всем “Vultures”, а также своим будущим проектам, но это лишь моя теория.
Ещё одна сторона “Vultures 1”, которая точно не может быть положительным аспектом альбома – это лирицизм. Мне, уж извините, тупо не хватило репа и, если бы не потрясающий куплет Freddie Gibbs на “BACK TO ME” и хороший парт от самого Йе на “PROBLEMATIC”, то в этом плане всё было бы ещё печальнее.
Однако не стоит посыпать голову пеплом. Не самый выдающийся альбом Канье Уэста всё ещё хороший альбом Канье Уэста. А просто хороший альбом Канье Уэста легко может быть лучшим релизом в карьере для 90% артистов в мире. Такая уж у этого «сумасшедшего» задрана планочка.
Даже несмотря на то, что я косвенно назвал продакшн на “Vultures 1” сумбурным, в целом он мне понравился. После всех противоречивых мувов и высказываний Йе отказали в отчистке сэмплов все. И, когда я говорю все, я имею в виду буквально все. А теперь представьте, что Канье Уэсту дают задание написать бит, но при одном условии – он не может сэплировать, когда раньше Йе использовал этот приём в гомеопатической дозе… Как он выкрутился из этого? Очень, на самом деле, тривиально. Уэст словно сказал:
Мне нельзя сэмплировать песни? Окей, я буду сэмплировать своё творчество, буду сэмплировать фильмы, буду сэмплировать самого Ty Dolla $ign!
“Vultures 1” имеет референс на MBDTF, как например соло с “Hell Of A Life”, которое было услышано на “CARNIVAL” или семпл слова “hoodrat” на одноимённом треке, будучи вырезанный из первого куплета “Runaway”. Также есть отсылка к тому же “Yeezus”: послушайте первые секунды на “Bound 2” и “PROBLEMATIC”.
Мы слышим даже посхалку из “Donda” на “STARS”. И я уже не говорю про “TALKING” и “BACK TO ME”, где я слышу вырезанные фразы из фильмов и видео, которые привносят самим трекам (к сожалению не всему альбому) вполне определённое настроение. Да, все эти «настроения» выглядят слегка хаотично, в разнотон. Но это нисколько не отменяет того факта, что Йе просто шикарно выкрутился из ситуации загнанного в угол зверя.
Я не знаю, что нас ждёт дальше. Я не знаю какими будут “Vultures 2” и “Vultures 3”. Я даже не знаю какое у меня финальное впечатление от первой части этой трилогии.
Мне кажется, что эта серия точно вернёт Йе в музыкальную повестку, из которой он немного выпал за последние пару лет, и подготовит нас к возможному сольному альбому, который, если он будет солидным и ответственно собранным, заставит людей простить Канье Уэсту все его «слабости».