- Я думала мы отправляемся в утопию.
- Почему ты думаешь, что это не утопия?
- Не знаю… Я к тому, что… Разве утопия - это не какое-то идеальное место? Мы же просто в твоём номере в отеле.
- Да, по мне так это идеально.
За один этот скит, на аутро “SIRENS”, я готов открывать для себя “UTOPIA” снова и снова.
Да, бывает такое, что простая, маленькая, незаметная и, на первый взгляд, незначительная деталь на альбоме, дополняет картину, заполняя белые пятна, словно «загрузочный модуль» в «Матрице», где Нео силой мысли создавал себе оружие для борьбы с машинами.
Как гравитация чёрной дыры растягивает материю, при попадании той на поверхность сферы, точно так же был растянут во времени выход долгожданной “UTOPIA” от Трэвиса Скотта. Космическое количество анонсов и переносов заранее настроили меня на скептический лад – я, словно, не ждал музыки, я ждал культурного события, которое всё больше принимало неконтролируемые, эфемерные образы и формы и поэтому, потенциально, могло принести вред внутренней составляющей проекта. Я не стал сразу писать что-либо про альбом лишь потому, что решил дать себе время распробовать это, если позволите, блюдо с разными гарнирами. В разных настроениях, с разными намерениями.
Сейчас, спустя три месяца после релиза, я готов дать своё мнение и виденье по поводу четвёртого сольника Трэвиса. Как это у меня часто бывает с большими проектами, данный материал, несмотря на то, что в конечном итоге альбому будет дана оценка, был написан не с намереньем выдать о-б-з-о-р. Похожий приём я использовал с “Blond”, “Wish You Were Here” или “Hybrid Theory”, когда во главе текста было поставлено моё личное отношение к прослушанному и персональная интерпретация. То же самое я постараюсь сделать с “UTOPIA”, что, в моих глазах так уж точно, определённо является маркером качества альбома.
“Идеальный мир”. “Идеальное государство”. “Идеальные отношения”. “Идеальный я”.
Все эти эпитеты прослеживаются именно с перспективы Трэвиса, в контексте поиска идеального, я бы даже использовал тут слово завершённого (от англ. ultimate) состояния, при котором человек находит равновесие в жизни, состояния нирваны. От того альбом и начинается с сэмпла песни Британской рок группы Gentle Giants, на котором я слышу:
Ситуация, в которой мы оказались сейчас: ни хорошая, ни плохая. Она может измениться, а может и остаться такой какая она есть.
Не хорошее, не плохое. Не перманентное, не ликвидное. Что-то максимально простое и понятное, как номер в отеле, но в то же время абсолютно далёкое и практически недостижимое, словно мы говорим о Божественном прикосновении – вот, что такое утопия для Жака Уэбстера II.
И, безусловно, главный компонент такой утопии Жака – это Бог.
Связь творчества Трэвиса с Богом прослеживалась ещё задолго до “UTOPIA”. Взять хотя бы синглы новой декады, такие как “HIGHEST IN THE ROOM” с его недвусмысленной обложкой.
Или фит с Йе “Wash Us In Blood” с рефлексией на тему пандемии, сравнением его с апокалипсисом и мольбой к Богу с просьбой омыть своих детей в его крови во имя искупления.
Были и моменты на “ASTROWORLD”. К примеру, на треке “STOP TRYING TO BE GOD” строчками:
Хватит пытаться быть Господом Всемогущим. Н**уй деньги, никогда не отворачивайся от своих людей...
Трэв отсылает слушателя к сюжетам пятикнижия, в которых, не смотря на систематическую греховность Израиля, Бог никогда не отворачивался от своего народа.
Идею постоянного присутствия Бога в своей жизни Жак продолжает и на “UTOPIA” похожими строчками на “THANK GOD”, где в самом начале песни я слышу:
Я не сомневаюсь в этом. Не сомневаюсь. Он не оставит своих последователей.
Всё это я привожу с одной только целью – довести до тех, кто мало что знает о Трэвисе Скотте, но кто хотел бы ближе с ним познакомится и тех его фанатов, которые ранее не обращали на это внимание тот факт, что религия и Бог играют огромную роль в жизни Жака, а, соответственно, и в его творчестве. И, у меня создаётся ощущение, что это не просто образ ради образа.
Источником вдохновения для “UTOPIA” выступили не только отношения Жака с Богом, но и отношения Жака с мистером “I know He the most high. But I am a close high”. Честно скажу, когда я слушал проект первый раз (да даже когда второй), у меня не сложилось ощущения, что я слушаю что-то пошло слизанное с “Yeezus”.
Давайте на чистоту, такие альбомы как “Yeezus” – это не просто музыкальные пластинки, но больше культурные феномены, влияние которых распространяется далеко за предел музыки. Так что я не думаю, что идефиксом у Жака выступила попытка «сконструировать сознательный омаж» на самый противоречивый альбом Канье Омари Уэста. В нашей рубрике «Мнение», которую мы часто публикуем вскоре после выходов громких альбомов, говоря про “UTOPIA”, я отметил, что список тех артистов, у которых есть свой “Yeezus”, a.k.a свой «альбом против правил», a.k.a свой «альбом, пересоздающий жанр», a.k.a свой «альбом, рвущий шаблоны» уже достаточно пополнился громкими именами, чтобы мы считали такой мув чем-то экстраординарным.
А вот что можно назвать фактором, действительно удивившем меня на “UTOPIA”, так это то, что Трэвис Скотт, оказывается, рэпер! Правда, так и хочется сказать, что на столько солидных куплетов у Трэвиса (по меркам самого Трэвиса Скотта) не было со времён “Rodeo”.
Темы рефлексии по поводу трагедии фестиваля “Astroworld” на “MY EYES”,
преданности Йе на “SKITZO”,
постановки Хьюстона на карту на “MELTDOWN”,
собственного перерождения на удивительном “PARASAIL”, где голосом Дэйва Шапелла звучат, на первый взгляд, мотивационные цитаты из ВК 2010-х и, что, вообще-то, никак не относится к «куплету».
Но это создаёт такую мощнейшую ауру выхода героя из тоннеля на свет, что я даже не обращаю своё внимание на возможную примитивность такого метода передачи настроения.
Именно “PARASAIL” является для меня Криптонитом альбома. Для начала потому, что создаётся ощущение эмоционального пика конкретно на этой композиции. Она расположена примерно в середине альбома и к моменту прослушивания пластинки я уже получил: несколько классических для Жака битсвитчей, эпитеты в отношении Бога и веры, бэнгеры для чартов с Дрейком и Плейбой Карти, фиты с Бейонсе и Викендом, призванные захватить поли-жанровую аудиторию. И логичным выводом, итогом хорошо выступал бы “PARASAIL”. Этакая эпитафия всей утопии на “UTOPIA”, ощущение которой так тщательно выстраивал Жак. Но, к сожалению, альбом продолжился…
И, если честно, я не понял зачем.
Строго после “PARASAIL”, за исключением, пожалуй, только “SKITZO”, каждый следующий трек для меня был хуже предыдущего. Я просто не понимаю для чего они там вообще находятся. Ни “LOST FOREVER”, ни “LOOOVE”, ни, тем более, “K-POP” не добавляют альбому ни-чего-го, кроме хронометража. Как видите не все белые пятна были заполнены тем аутро на “SIRENS”.
И, честно говоря, всё это даёт небольшую трещину тому храму, над которым Жак так упорно и, признаюсь, очень успешно колдовал в начале пластинки. У меня не рушатся образы, но не покидает ощущения, что автор перемудрил и за счёт этого возникает какая-то недосказанность. Мне не удалось прочувствовать утопию Трэвиса Скотта так, как он хотел бы. Как я хотел бы, чтобы она чувствовалась, когда я понял суть слов, приведённых в эпиграфе к этой статье.
Тема, которую затронул Жак, по моему мнению, всё-таки не была до конца раскрыта. Я не могу сказать получилось бы это, если бы альбом закончился на 13 песне. Если быть честным перед самим собой, то, наверное, отвечу – нет. Даже несмотря на то, что большая половина альбома задаёт понятный мне вектор, ему, тем не менее, не хватает мясистости и конкретики. Можно сказать, что для такой претензионной, утопической концепции альбому “UTOPIA” не хватило детерминации этой самой утопии. Возможно каких-то более конкретных примеров, более осязаемых историй.
Делает ли это “UTOPIA” в моих глазах слабым альбомом? Ни в коем случае! Я по-прежнему считаю, что такой проект нужен был Трэвису. Он мрачнее, вдумчивее и глубже всего, что Жак делал до этого. Я чётко чувствую настроение релиза и мне приятно его переслушивать. Не уверен, что это его лучший проект, но даже не лучший проект от Трэвиса Скотта абсолютно точно становится альбомом года в 2023 году. Лучшей рекламы и придумать сложно.