Окей!
IDK
USEE4YOURSELF
USEE4YOURSELF
USEE4YOURSELF

USEE4YOURSELF

IDK
x
IDK
2021 • 17 треков
Топ Года
Партнерский Материал
Леонид Кузнецов
Автор Статьи•10 Февраля, 2021
Ревью
USEE4YOURSELF

Буквально несколько лет назад мало кто смог бы ответить на вопрос: «Кто такой IDK?». Последовал бы ответ «idk» = I don’t know. О самородке из Боуи, штат Мэриленда могли знать только заядлые слушатели, которые первыми находят новые имена, а потом говорят о том, что они первыми в свое время предсказали их успех. И они начали это говорить в сентябре 2019 года, когда свет увидел дебютный альбом молодого исполнителя под названием «Is He Real?» (забавный факт: в твиттере он преподнес его, как подарок на день рождения Бейонсе). Альбом получил массу хвалебных отзывов: музыка, тексты исполнение – все было на высоком уровне. И у всех ценителей хип-хопа появилась мысль о том, что в осознанном репе появилась новая звезда, приближающаяся к Джей Коулу и Кендрику Ламару. Сам Джейсон (наст.имя IDK) говорил, что мысль стать репером пришла ему в 17 лет, когда он сидел в тюрьме. Там он ознакомился с ранними работами Коула и с альбомом «Section.80» от Кендрика, который произвел на него неизгладимое впечатление.

«В тюрьме у вас нет ничего кроме вашего ума… именно тут я составил себе план стать репером, наметил дорогу и начал его реализовывать».

И вот спустя два года после удачного дебютника выходит второй альбом исполнителя под названием «USEE4YOURSELF», который является неким сиквелом первого альбома. Первый альбом задает вопрос «Действительно ли он существует? Действительно ли он настоящий?», а второй альбом дает ответ: «Ты видишь это сам, т.е. каждый решает сам для себя». Понятно, что речь идет о Боге и о поиске ответов.

На втором альбоме IDK предстает перед нами в полной красе. Здесь он не только исполнитель, но еще и продюсер. Как репер он демонстрирует нам то, что он может взяться за любой стиль, за любой бит и сделать это бесподобно. Собрать на одном альбоме таких гостей как Offset, Young Thug, SiR, Westside Gunn, Jay Electronica, Slick Rick… считаю, это достойно аплодисментов.

Нас встречает мелодичное интро «3018091821», которое заканчивается словами стенд-ап комика Энди Шульца: «…we don't do that, we show love through sacrifice. So a lot of times we'll be loving you and you don't even know/ Мы проявляем любовь через жертвы, поэтому мы будем любить тебя много раз, а ты даже не узнаешь об этом».

И мы ловим себя на мысли, что весь альбом будет выстроен в таком приятном мелодичном ключе с размышлениями о любви. Но тут начинается «Santa Monica Blvd», где бит просто прижимает к стене и нельзя сделать свободный вдох.

Он говорит о том, что не позволит врагам победить его, он способен на все, а перед этим он оттолкнет от себя ненастоящих друзей и девушек, которым от него нужны только деньги, ведь они ему лишь мешают. «I don't know who my friends, they like to pretend/ Я не знаю кто мои друзья, они любят притворяться».

Эту же тему он и развивает в следующем треке «Dogs Don’t Lie», но уже на более спокойном бите.

"Men lie, women lie, dogs don’t lie/ Мужики лгут, женщины лгут, псы не лгут." Кажется, будто эту строчку написал сам DMX. Он заявляет, что он уверенно держится на своем пути, он занят своим делом и ему плевать на остальное, и другие не должны копаться в его грязном белье, каждый должен заниматься своим делом.

Далее мы слышим два главных треп-бэнгера этого альбома – «Pradadabang» совместно с Янг Таггом и «Shoot My Shot» при участии Оффсета.

«Pradadabang» - хвастливый трек о причудах богатых людей, коим является глава YSL (Half a million dollars on the car and I ain't even drove it yet / Потратил пол ляма на тачку и даже на ней еще не катался), о девушках, которым главное, чтобы молодой человек был при деньгах и смог купить им сумки Биркин и Прада, и о фальшивых ребятах, которые врут в своих текстах.

Те же самые темы мы можем услышать на совместке с Оффсетом, но «Shoot My Shot» звучит более заряжено, более драйвово. И, господи, редко это говорю, но куплет Оффсета тут шикарен, но нельзя сказать, что он затмевает IDK. Оба репера на этом отличном бите звучат великолепно.

Трек «Red» - это сон современного хип-хоп гика.

Westside Gunn, Jay Electronica и MF Doom (хоть и всего пару строчек) на одном бите – это что-то с чем-то. Да еще и эд-либы от Майка Джонса. Этот трек о том, что многие парни тратят свои кровные деньги на требовательных девушек, которым кроме денег ничего не нужно, чтобы добиться того, чтобы они легли с ними в постель. Богатые детки получают все, а бедные смиренно идут под пинками жизни. IDK говорит о реалиях современной жизни, в которой властвует материализм. И как всегда, стоит обратить внимание на Джэя Электроника, ведь после его куплетов все мы становимся немного умнее. О чем говорить, если он начинает строчкой «Каждому Эртогрулу-бэй нужна своя Халиме-хатун». Естественно, что без Википедии (о чем намекает MF Doom) тут не обойтись. У Вестсайд Ганна обычный куплет со множеством сленга, но полюбили его за стиль, а не за глубокое содержание.        

Далее мы можем услышать другого IDK, где он раскрывается нам с новой стороны – с лиричной, мелодичной.

Трек «Puerto Rico» - классический любовный репрезент, где IDK сравнивает настроение девушки с погодой («You’re just like Puerto Rico sunshine, sometimes Miami when it rains, it pours like London/ Ты как рассвет в Пуерто Рико, иногда как Майами во время дождя, иногда как дождливый Лондон»).

И в следующем минутном треке «Temporary Love», где мы не слышим IDK, а слышим небольшой парт от SiR, думаю, кроется главная фраза, которая относится к теме любви на этом альбоме: «I think that all of us are just searching for love we ain't never had before/ Я думаю, что все мы просто ищем ту любовь, которой у нас никогда не было».

Также стандартным треком о девушке, с которой герой не прочь переспать, является «10 Feet» при участии T-Pain, чей голос, как обычно, вызывает приступы ностальгии и льется как мед.

Яркой фишкой трека является, как бы, выбивающийся из вайба припев в стиле южного баунса, коим стилем активно пользуется дует City Girls, но, как ни странно, в совокупности получается приятный и вайбовый трек.

Трек «Keto» стоит отметить за возвращение дуета The Neptunes в лице Фаррелла Уильямса и Чеда Хьюго.

А трек «Peloton» за поднятую тему отношений мужчины и женщины и их ролях, и за великолепную метафору о том, что девушка называет чувака велотренажер и хочет на нем прокатиться.

И, как обычно происходит с альбомами реперов, которые выстраивают альбом на важных темах, в конце мы слышим треки, которые подводят некие итоги, на которых автор выражает сокровенные мысли и делится ими с нами, чтобы после прослушивания альбома мы остались с ними наедине. Трек «1995», на котором IDK говорит о том, что ему никогда не хватало материнской заботы, главное, чтобы успеть до ее прихода убраться, помыть посуду, иначе тебе не поздоровиться.

Он хотел плакать, но не мог, не круто показывать слезы; он хотел умереть, но не мог, так уходят лошки. Он смотрел телевизор и завидовал белым семьям, которые ужинали вместе. И именно это: отсутствие тесных семейных уз, слезы матери из-за плохих отношений с отчимом, - все это сделало Джейсона таким, каким он предстает перед нами на этом альбоме, ему нет смысла врать нам, чтобы вызвать жалость, он такой, какой он есть, он делает свое дело.

Трек «Hey Auntie» звучит как ранее творчество Канье времен The College Dropout и Late Registration, но не так жизнеутверждающе.

В самом начале Джейсон говорит нам, что «прекрасная семья это то, что он никогда не ощущал и не знал». В двух куплетах он описывает идеальное утро: мама готовит завтрак, вся семья в сборе, папа читает газету, мама собрала ланч и отправила в школу. Тут правит любовь и понимание, но это фантазии, а в реале имеются лишь сломанные игрушки и искусственная радость. И второй куплет почти в точности повторяет первый, и это напоминает некий день сурка, но в конце опять же фантазии отступают и мы видим реальность. И в конце мы слышим небольшой куплет от человека, который, не побоюсь этого слова, внес сторитейлинг в реп-игру – Slick Rick, чей бархатный голос с британским акцентом согреет душу фанатам классического хип-хопа.

В треке «Cry In Church» как раз мы и видим итоги.

Он говорит, что возможно, если бы в его детстве было больше любви, то многое бы поменялось, наверное, в лучшую сторону, но уже ничего не изменить, он такой какой он есть и это главное.

«Я лучше бы был чертовски беден, чем чертовски богат, но одинок».

В завершении трека мы слышим молитву от DMX, которыми заканчивались все альбомы Экса (эта молитва взята с альбома «Great Depression»). Также стоит отметить, что DMX читал молитву на альбоме «Is He Real?», но там он выступал в роли пастора, который крестил героя. В конце «Cry In Church» - колыбельная, как знак того, что все будет хорошо, мама рядом. Многие вспомнят знаменитый трек Эминема «Mockingbird», который так же затрагивает тему любви и станет приятным дополнением, если его переслушать.

И в аутро «Closure», соприкасаясь с темой религии, Джейсон говорит, что прежде, чем понять религиозные догматы, нужно понять любовь, и любить других так, как религиозные люди любят Бога.

«Возможно, - говорит IDK, - я стал бы по другому относиться к женщинам, стал бы больше доверять людям…». Но он прощает маму и говорит, что он ее любит.

И вот с этими мыслями нас оставляет альбом из 17 треков, среди которых были такие бэнгеры как «Saint Monica Blvd» и «Shoot My Shot», под которые так и хочется трясти головой, пока она не отвалиться. Но в конце мы не чувствуем диссонанса, а чувствуем полноценную картину, выражения чувств обиженного мальчика, который не получил достаточно любви в детстве, и как этот мальчик через бахвальства и максимализм, через попытки осознания любви к девушке борется со своими демонами и в итоге побеждает их.

Я считаю, что именно поэтому IDK часто обращается к творчеству DMX, можно найти множество параллелей. Поэтому, некоторые смогут найти себя в этом альбоме и, возможно, что-то понять. Если вы что-то вынесли для себя из этого альбома – миссия выполнена, если же нет, то ничего страшного, вы можете просто насладиться прекрасным звуком этого альбома, битами, флоу, особенно если вам нравится творчество таких исполнителей как Amine и Isaiah Rashad; тем, как треки плавно переходят друг в друга, создавая единое полотно. И я думаю, что окончательное мнение по поводу того, стоит слушать этот альбом или нет, должно быть выражено словами автора – U See 4 Yourself = «каждый решает сам за себя».

What's love? I say, "IDK," that mean I don't know.

Chingar Shnight VibesChingar Shnight Vibes