Top Dawg Entertainment, или же просто TDE – знаковый для хип-хопа начала 10-х и для нашего времени независимый лейбл. Он взрастил таких больших игроков реп-индустрии как Kendrick Lamar, Jay Rock, ScHoolboy Q, Ab-Soul, Reason и др. Также дал дорогу талантливым R&B-артистам: SiR, SZA, Zacari. Но сегодня мы поговорим об исполнителе, о котором мало что слышно, он редко выпускает релизы, редко появляется на фитах даже у своих коллег по лейблу. Но за вроде бы белой вороной стоит огромный талант, который многие смогли раскусить и влюбиться в этого артиста за его музыку. Я говорю про Isaiah Rashad.
Айзэя родился 16 мая 1991 года в городе Чаттануга, штат Теннесси. Он рос в религиозной семье. Его мать и отчим были «пятипроцентниками», поэтому он часто ходил с ними в мечеть. Позже даже думал о том, чтобы стать проповедником. Еще он увлекался хип-хопом, в частности южным. С отчимом они слушали таких классиков как Too $hort, Scarface, Goodie Mob и т.д. Но самое большое влияние на Айзэю оказала группа OutKast. Его сводный брат дал ему послушать их альбом «ATLiens» 1996 года.
И после этого Айзэя окончательно понял, что влюбился в хип-хоп. Причем влияние АутКэст слышится в нем до сих пор. Послушайте их трек «Elevators» и поймете о чем я.
В 10 классе он буквально жил на студиях: или это были студии его друзей, или профессиональные, за которые приходилось платить больше. Но он всячески старался наладить связи в индустрии, заводил новые знакомства, проталкивал свою музыку, куда только возможно. Упорство и целеустремленность довели до того, что в 2012 году Айзэя гастролирует с такими исполнителями как Joey Bada$$, Smoke DZA и с самим Juicy J.
В 2013 году новый виток в его карьере – он подписывает контракт с Top Dawg. И в этом же году участвует в TDE Cypher для BET Hip-Hop Awards.
Все оценили мастерство новоиспеченного игрока, а издания HipHopDX и Complex прогнозировали, что он обязательно выстрелит и выстрелит громко.
Он начинает готовить свой первый релиз на лейбле. В итоге, в начале 2014 года выходит «Cilvia Demo».
Диск можно было купить исключительно с сайта TDE. С такой концепцией не удалось добиться высоких продаж и занять лидирующие позиции, но все-таки Айзэя получил признание как талант, к которому стоит присмотреться.
В 2014 году Айзэю внесли в число фрешменов по версии XXL вместе с Ty Dolla $ign, Chance The Rapper, Kevin Gates, Rich Homie Quan, Vic Mensa и др.
Затем Айзея начал работу над следующим релизом. В сентябре 2016 года он выпускает свой важный и знаковый релиз – «The Sun’s Tirade».
Альбом занял 22 место в чарте Billboard и раскрыл Айзэю с новых сторон: расслабленные джазовые биты, приятный голос, приятный флоу, интересные тексты. Благодаря этому релизу для многих Айзэя стал любимчиком на Top Dawg, они ждали от него новых работ, новых появлений на альбомах других рэперов. Но Айзэя столкнулся с проблемами. Он говорил, что во время записи «The Sun’s Tirade» у него была зависимость от наркотиков и алкоголя, также его мучала депрессия. Запись альбома выдалась тяжелой и проблематичной, пару раз его чуть не выгнали с лейбла, но ему удалось закончить его и выпустить. Но после него Айзэя пропал на целых 5 лет.
Фанаты уже начали думать о том, что больше ничего от него не услышат, что он завязал с музыкой и новых релизов ждать не стоит. Но вот в 2021 году свершилось чудо – Айзэя сказал, что готовит новый альбом. Оказывается, что все это время Айзэя страдал от зависимости и от последующих за этим психологических проблем. У него был личностный кризис, проблемы с алкоголем и наркотиками. В связи с этим у него были серьезные финансовые проблемы. Но Панчу, главе TDE, удалось повлиять на Айзэю и отправить его на лечение. После этого Айзэе стало значительно лучше, и он был готов вновь делать музыку. Его мысли о музыке похожи на размышления Коула. Для него это спортивная игра, тренировка, поэтому тот же «The Sun’s Tirade» был настолько качественным. Узнав новость о готовящемся альбоме, фанаты стали ждать такого же или даже лучшего качества.
До релиза альбома Айзэя выпускал некоторые треки с альбома, и 30 июля 2021 года выходит его лонгплей «The House Is Burning». И альбом весьма интересный. Он не является какой-то исповедью человека, прошедшего через рехаб, через различные проблемы. Он не говорит, как ему было трудно. Он будто вышел из ада, просто пожав плечами, разобравшись со своими проблемами, он готов дальше делать качественную музыку. Для него это стало испытанием, которое сделало его сильнее.
Над инструменталами работали такие продюсеры как Kal Banx, Kenny Beats, Hollywood Cole, Beat Butcha и др. Первый трек «Darkseid» отсылает нас к злодею из вселенной DC.
Но бит лоуфайный, приятный, располагающий. И когда Айзэя начинает читать своим необычным флоу, то ты будто растворяешься в этой композиции. Здесь он говорит:
Что я должен делать снаружи, если не зарабатывать? Что бы ни заставляло тебя сходить с ума – держись за руль крепче. Мой кореш знает, что я только что вернулся, я был мертв по-настоящему. И если что-то поможет мои детям быть сытыми и в безопасности – я с этим согласен.
Дом горит. Можно интерпретировать это по-разному: горит личная жизнь, горит дело, горит страна. Но нельзя опускать руки. Нужно держать руль крепче и идти напролом. Нужно зарабатывать и делать так, чтобы твои дети были в достатке.
Но следующий трек – классический, но все-таки интересный треп-репрезент «From The Garden» совместно с Lil Uzi Vert.
В нем Айзэя с помощью своего фирменного отрывистого флоу читает о своей крутости вместе с Лил Узи. Хоть в треке и нет каких-то интересных мыслей, но он сразу проникает в голову и хочется качать головой под выкрики «Came out bustin’, came out bustin’…».
Два следующих трека – «RIP Young» и «Lay Wit Ya» - отсылают нас к южному хип-хопу.
В «RIP Young» мы можем услышать засемплированный отрывок трека от легенды Мемфиса Project Pat.
Также и слова подобраны довольно по-южному:
С*чки говорят, что я крутой кот, пошли н*хер, скажи этим с*чкам, что я Top Dawg, выстрел!
В треке «Lay Wit Ya» засемплирован трек культовой группы Three 6 Mafia.
Также на фите тут новая звезда Юга, артист, переосмысляющий кранк – Duke Deuce. Здесь заедающий припев, которому так и хочется подпевать, южный драйв, южный сленг. Айзэя показывает, что спокойно может раскачать толпу.
Следующий трек «Claymore» отходит от южного звучания и перетекает во что-то схожее с R&B.
Здесь гостем выступил Smino. Айзэя говорил, что это было похоже на режиссерскую работу. Айзэя выбирал для гостей треки, где бы они были бы лучше, чем он. Будто кастинг актеров. И Смино он выбрал именно для этотого трека. Оба артиста рассказывают об отношениях с девушками, о романтике, о том, что их заводит, о том, что они бы сделали для своих возлюбленных. Но Айзея иронизирует над этим. По его мнению, все эти слова и действия лишь ради дорогой сумки. Приятный трек, высмеивающий современные отношения.
Трек «Headshots» походит на стиль старого доброго Айзэи.
Спокойный бит с элементами джаза, на который голос Айзэи мажется как масло на хлеб. Здесь он говорит о том, что он вновь на волне, готов действовать и идти дальше:
Сила вернулась назад, готов отразить все удары.
Интересная игра со словом «shots». В начале первого куплета Айзэя говорит:
Who wanna shot, wanna die?
С одной стороны «кто хочет пулю, кто хочет умереть?», а с другой стороны слово «shot» можно перевести как «рюмка». То есть, Айзэя сравнивает алкоголь с огнестрельным оружием, которое может отправить в могилу. И Айзэя рад, что это в прошлом, а он двигается дальше и создает новую музыку.
Трек «All Herb» довольно мелодичный и сложный.
Он о психологических проблемах человека, о тех странных мыслях, которые посещают разум. Довольно минорный трек в плане содержания. Айзея говорит:
И если ты уже умер, то расскажи, как это жить и как ты живешь?
Хорошим куплетом отметилась певица Amandi.
Я могу назвать это “Как избежать нервного срыва”, пыталась найти выход, везде ищу подвох. Может быть, скоро позвоню тебе, но Дрейк заставил меня задать вопрос “Кому доверять?”… Это шоу Трумана, это похоже на подставу.
«All Herb» выбивается из колеи восхваляющих жизнь треков, но при этом очень чарующий и необычный.
Следующий трек «Hey Mista» тоже звучит лоуфайно и расслабляюще, но при этом своей читкой Айзэя создает раскачивающий грув.
Интересно то, что это фристайл. Айзэя рассказывал, что он зависал на студии продюсера Kal Banx и просто фристайлил, выдавал строчки, которые приходили на ум. Они веселились, смеялись, Айзэя выплеснул свои эмоции с помощью фристайла, и получился отличный трек.
«True Story» тоже в основном является фристайлом.
Помимо Айзэи здесь мы имеем куплеты от Jay Worthy и от коллеги Айзэи по лейблу – Jay Rock. Здесь они рассказывают о своей трушности, о превосходстве над другими, о том, как проводят время и об уличных проблемах.
Трек «What U Sed» напоминает смесь стоунер-рэпа и филадельфийского классического рэпа с его фирменными колокольчиками в битах.
Неплохим куплетом отметилась iamdoechii, а на припеве сам автор бита – Kal Banx. Трек действительно передает атмосферу ранних релизов Curren$y и Wiz Khalifa.
Интереснее же трек «Don’t Shoot».
В нем Айзэя осторожно затрагивает тему расизма и социальной несправедливости, особенно на Юге. Он говорит:
Юг сказал тебе, что у тебя нет того ради чего жить, тебе нечего терять, но не стреляй в себя.
То есть, Айзэя как-бы просит не поддаваться этому влиянию расизма, а идти вперед, до конца, бороться с этим, чтобы изменить свою жизнь. Он говорит, что сам прошел через многое, прошел через огонь, но теперь не позволяет всей этой чуши забивать его голову, он знает себе цену. И такие слова вкупе с приятной музыкой действительно наполняют новой энергией, которая уносит на другую планету.
Следующий трек «Chad» вновь задает веселый и жизнелюбивый вайб.
Название отсылает к настоящему имени ныне покойного рэпера Pimp C, легенды южного хип-хопа. Айзэя заимствует у него какие-то элементы стиля и рифмы. Здесь они на пару со своим близким другом YGTUT рассказывают о своей крутизне. Айзэя заявляет, что даже если бы он не читал рэп, то все равно гонял бы на Мерседесе и делал деньги.
Этой же теме – теме успеха и превосходства - посвящен трек «9-3 Freestyle», на котором Айзэя вновь придерживается южного звучания, и задает потрясающий грув своими строками и своим флоу.
Следующий трек «Score» является приятным R&B-джойнтом.
Здесь мы можем услышать парты от SZA и 6LACK. Здесь нет той иронии как на треке «Claymore», этот трек пропитан атмосферой флирта, будто вы встретили девушку или парня на тусовке и под алкоголем пытаетесь произвести впечатление. Голос Сизы, как обычно, греет душу, будто укутывая одеялом. Также свое мастерство показал и 6LACK. Трек вызывает приятные ассоциации и навряд ли оставит равнодушным. Советую посмотреть ламповое выступление Айзэи и Сизы с этим треком на шоу Джимми Киммела.
«THIB», наверное, главный трек альбома.
Айзея говорил, что работу над альбомом он начал именно с этого трека. Трек о борьбе с алкоголизмом и с зависимостью от психотропных веществ. В припеве он говорит:
Кто крадется за моим окном? Кто там? Кто издевается над моей совестью?
Строки отсылают нас к припеву из трека культовой южной группы Goodie Mob «Cell Therapy».
Это символизирует паранойю Айзэи, ему кажется, будто что-то плохое преследует его, поэтому ему нужно изменить жизнь, чтобы избавиться от этого. Он говорит:
У меня была зависимость, я голодал, страдал жаждой.
Айзэя доводил себя до такого состояния, что у него элементарно не хватало денег на еду. Но затем идут следующие слова:
Мне нужно все это, что на моем пути, за это мы и молимся.
Он поборол свою проблему, справился с тем, что кралось за его окном и готов с новыми силами забирать то, что по праву принадлежит ему.
Заключительный трек «HB2U» можно расшифровать как «С днем рождения тебя», т.е. это символизирует перерождение Айзеи. Он вернулся, он не тот, кем был последние 5 лет.
В первом куплете он говорит:
Если ты не можешь привести самого себя в порядок, то кому ты собираешься помочь?
Сначала нужно позаботиться о себе и сделать так, чтобы ты смог оказать помощь другим, а не нуждался в помощи сам. Айзэя обрел новые цели и понял, что пора достигать новых вершин. Все это под приятный расслабляющий джазовый бит. Но на 3-ей минуте музыка меняется, Айзэя как мантру повторяет «Теперь ты человек» и уходит в некий соул. Он вспоминает о проблемах: о том, как отдалялся от семьи и был как призрак; о том, как просил деньги у жены, хотя у нее самой их было недостаточно; о том, как врал самому себе. Но теперь он человек, который начинает новую жизнь, он родился заново. На такой воодушевляющей ноте заканчивается альбом.
Тейп показал неплохие результаты. Он занял 7-ую строчку в американском чарте Billboard 200 и 4-ую позицию в чарте Billboard Top R&B/Hip-Hop Albums. Альбом восприняли по-разному. Кто-то словил кайф от энергетики Айзэи и получил массу удовольствия от музыки, его приятного голоса, флоу, строк. Кто-то же ожидал более личного, сильного и интересного материала, чего-то откровенного и воодушевляющего. Для них пятилетние ожидания не оправдались, особенно, когда они узнали, что многие треки были написаны фристайлом. Но нельзя отрицать того факта, что альбом задает отличное настроение, после него не чувствуешь себя эмоционально опустошенным, а чувствуешь себя заряжено, ты готов двигаться. И способ фристайла не говорит о том, что Айзэя подошел к работе спустя рукава, лишь бы что-то выпустить. Возможно, это был лучший способ вылить накопившуюся энергию, вновь почувствовать себя королем микрофона, поиграть со структурой, со словами. Для каждого этот альбом отзовется по-своему, но точно можно сказать одно: мы все рады возвращению Айзэи и надеемся, что он чаще будет радовать нас новыми релизами!
з.ы. Про делюкс особо сказать нечего, но зато там есть 2 крутейших трека ("Deep Blue" и "Donuts").