Окей!
Jay-Z
The Black Album
The Black Album
The Black Album

The Black Album

Jay-Z
x
Jay-Z
2003 • 14 треков
Топ Года
Партнерский Материал
Слава Говоров
Автор Статьи•24 Июля, 2023
Ревью
The Black Album
Каждый раз, когда ты делаешь альбом, особенно, если ты думаешь, что это будет твой последний альбом, то все треки обязаны нести в себе заявление. Словно ты должен сделать, буквально, идеальный проект. Лишь две вещи могут помочь тебе в этом: терпение и настойчивость. Тогда и получается магия.

Так говорит Шон Картер, объясняя саму суть своего, пожалуй, самого легендарного альбома.

Я намеренно не скажу лучшего альбома именно потому, что выбирать из дискографии Джей-Зи «лучшую» пластинку – всё равно что искать самую сочную ягоду на свежей, спелой грозди винограда. Думаю, именно слово л е г е н д а р н о с т ь отлично описывает “Black Album”. Пластинка, венчающая восьмилетний run, в котором Шон выпускал по работе каждый год. Пластинка, которая была призвана стать финальной главой в книге под названием «Репер Джей-Зи». Пластинка, по праву именуемая одним из лучших хип-хоп проектов за всю историю.

К 2003 году Шон Картер подошёл, имея семь альбомов, из которых по меньшей мере три стали классикой уже на тот момент, а именно: Reasonable Doubt, The Blueprint и The Blueprint 2.

На тот период он уже пять раз добрался до вершины Билборда, создал семь платиновых проектов, открыл миру новые имена, схлестнулся с конкурентом по цеху за звание единоличного лидера побережья и, в основном своими пластинками, довёл собственное творение “Roc-A-Fella Records” до статуса культового лейбла. Иными словами, у Ховы было не просто чем кичиться, а уже сформировалась солидная платформа для легендарного наследия и выхода на своё финальное творение.

И мыли о последнем альбоме были абсолютно реальными. Это не была рекламная компания, часть какого-то другого проекта или банальная ирония. Нет, Шон правда готовил свой легендарный выход из игры. Соответственно темы, которые будут подниматься на “Black Album” не станут тривиальными, набившие оскомину штампами. В первую очередь на этом альбоме речь пойдёт об осознании наследия репера и о том, какое место он займёт после своего исхода.

И зачатки этой коннотации я слышу уже на интерлюдии к альбому, на которой Just Blaze, один из продюсеров “Black Album”, рассуждает:

Однажды ночью, когда я искал, что будет обсуждаться сегодня, я наткнулся на записанный отрывок. Я думаю, что он действительно иллюстрирует то, о чем только что говорил младший брат (то есть Шон) рядом со мной. И я узнал, что все должно прийти к концу. Это неизбежная часть цикла существования, все должно завершиться.

Эта идея, по всей видимости завладела сознанием Джей-Зи, мысль о цикличности жизни и финальной амплитуде в его творчестве.

Начинается альбом с трека “December 4th”. Назвав первую песню на своей последней работе датой своего рождения, Хова, логично, повествует мне историю своей крамольной жизни.

И начинает с таких слов:

Они говорят: “Они никогда по-настоящему не будут скучать по тебе, пока ты не умрешь или не уйдешь". Итак, на этой ноте я ухожу после этой песни. Так что ты не должен чувствовать ничего касаемо меня. Но, по крайней мере, позвольте мне сказать вам, почему я такой.

Заканчивает же Хова крайне отрезвляющей фразой:

В этом нет ничьей вины, решение принято. Это та жизнь, которую я выбрал, или скорее жизнь, которая выбрала меня. Если ты не можешь уважать это, твои перспективы ничтожны. Может, ты полюбишь меня, когда я уйду.

В оригинале фраза звучит – “Maybe you’ll love me when I fade to black”. Этой строчкой Джей поясняет мне название альбома, ведь “Black Album”, на русский язык можно перевести как “Последний альбом”, а не просто “Чёрный альбом”. То есть Хова не просто говорит, что моя смерть поможет тебе полюбить меня, а этот альбом поможет тебе сделать это.

Мысли о наследии и «что будет после меня» продолжают терзать Шона и на “What More Can I Say”, где в конце я слышу:

Настоящее дерьмо получается, когда вы коверкайте моя строчки, с учётом того, сколько раз я делал платину и влиял на поп культуру. Я должен быть на первом месте во всех списках. Что-ж, посмотрим, что будет, когда я перестану существовать.

На “Black Album” Шону Картеру, действительно, удалось создать самое жирное звучание по сравнению со всем, что он делал до этого. Да и в принципе, по качеству битов этот альбом превосходит разве только “Watch The Throne”, и то, мы с вами прекрасно понимаем, кто писал музыку на этом проекте.

Во многом этот альбом звучит так, как он звучит, благодаря работе над звуковым материалом Рика Рубина, Тимбаланда, Эминема, ещё молодого Канье Уэста и Фарелла Уильямса. А также своего давнего приятеля и битмейкера Just Blaze. У каждого из них есть свои моменты на альбоме, без которых “Black Album” был бы точно чем-то другим, как бы избито это не звучало.

К примеру биты на “Dirt On Your Shoulder” и “Moment Of Clarity” написали Тимбаланд и Маршалл, соответственно.

И каждый сделал это в своей, отличительной стилистике. Тимб использовал характерный его руке поп сэмпл, а Эминем спродюсировал агрессивный и мрачный инструментал в настроении “The Eminem Show”. Канье же уже тогда начал показывать, что сэмплирование станет, пожалуй, главной маркой всего его творчества, а знаменитое акапелло в начале “99 Problems”, без которого песня уже с порога звучала бы не так мощно, предложил именно Рубин.

Когда при работе над проектом собирается такая банда талантливых музыкантов конечный материал просто не может не выйти на запредельном уровне качества. Я, правда, не могу назвать какой-то из предшествующих “Black Album” альбом равным по качеству и плотности бэнгеров. Буквально каждый джоинт на проекте достоин быть упомянутым в списке лучших песен от Джей-Зи.

И, ближе к середине пластинки, упомянутые мною выше “Dirt On Your Shoulder”, “Moment Of Clarity” и “99 Problems” поднимают этот альбом на какой-то крышесностный уровень.

Спасибо Господу, что даровал мне этот момент ясности, этот момент честности. Мир услышит мою правду. Через “Hard Knock Lifetime”, “A Gift and a Curse”, я дал им часть за частью, поэтому ты можешь почувствовать мою правду. Я построил “Dynasty”, будучи самым настоящим в этой игре. За пределами “Reasonable Doubt” тебе не понять меня. Начиная от “The Blueprint”, заканчивая “Black Album” – слушай внимательно о чём я говорю, и почувствуй мою правду.

Весь этот длинный припев на “Moment Of Clarity”, или “Момент честности”, Хова посвящает ретроспективе. Момент ясности, в котором Шон «осаждает» себя и обращается к слушателю за тем, чтобы показать, как много он дал этой игре, даже несмотря на то, что на дворе 2003 год.

В этих строчках я слышу взрослого мужчину, который, буквально, говорит:

Эй, ребята, я сказал так много, так много, что вам бы лучше внимательней слушать, чем требовать от меня нового и нового материала.

Конечно, “Black Album” так и не сложился, как последний альбом Джей-Зи. Хове просто нужен был перерыв после такого плотного графика. Спустя три года он вернётся с “Kingdom Come”, а потом и “American Gangster” годом позже, но ни один из этих проектов, включая третий Blueprint не сыщет и близко такого уровня культурного достояния, как “Black Album”. Следующий проект, на котором Хова так же ослепляюще сверкнёт станет его совместный альбом с Йе. А сопоставимый по качеству сольный релиз от Шона фанатам придётся ждать целых 14 лет. Но всё это не бросает тень на дискографию Джиги в середине 00-х и 10-х, а лишь превозносит “Black Album” и ставит его в когорту одних из лучших хип-хоп альбомов. Абсолютная классика.

Chingar Shnight VibesChingar Shnight Vibes
Тебе также может понравиться
No items found.