Окей!
Lil Wayne
Tha Carter III
Tha Carter III
Tha Carter III

Tha Carter III

Lil Wayne
x
Lil Wayne
2008 • 23 трека
Топ Года
Партнерский Материал
Слава Говоров
Автор Статьи•11 Апреля, 2023
Ревью
Tha Carter III

Когда мы говорим о величии (не величине) музыкальной работы в жанре хип-хоп, то упоминать сумму продаж будет, что называется, дурным тоном. Когда речь заходит о топ 10 рэперов и их главных работах, то в последнюю очередь мы будем говорить о цифрах. Но позвольте мне, тем не менее, сразу заострить ваше внимание на следующем, не вполне тривиальном факте: в первый день (!) выхода “Tha Carter III”, он разошёлся тиражом 423.000 копии! Платиновый статус (миллион продаж) пластинка получила спустя всего неделю, после выхода. А на 2022 год, совокупные продажи перевалили за 8 миллионов копий, что больше чем у “Graduation” Канье Уэста, “RELAPSE” Эминема или “The Black Album” Джей Зи.

Напомню, что на дворе 2008 год – это значит, что только двенадцать месяцев как полноценно работает Spotify, а до запуска Apple Music остаётся всего каких-то семь лет. И когда мы говорим про продажи альбома в 2008 году, фактически, мы говорим о, так называемых, настоящих, живых продажах, когда человек пошёл в музыкальный магазин и за 10$ купил не подписку на стиммиг на месяц, а CD диск с записью одного альбома!

А вот теперь, когда вы осознали все эти цифры, давайте поговорим о “Tha Carter III”.

Наверное, у каждого есть свой пул песен, которые мы можем отнести к тем, что познакомили нас с хип-хопом. Мысленно перемещаясь в 2012 год – время, когда я начал осознавать, что слушаю и чем это отличается от рока, на котором я вырос, мне сразу вспоминается тройка: “Mockingbird”, “POWER” и “I’m Me” – песня, лежащая на делюкс издании “Tha Carter III”. Я не знаю, как она попала мне в плейлист, учитывая, что мы говорим не о самой популярной песни Уэйна, но факт в том, что Тунчи был одним из тех, кто познакомил меня с хип-хопом двенадцать лет назад.

Именно поэтому, я даже не буду скрывать своей ангажированности в обсуждении “Tha Carter III”. Особенно, когда речь заходит про отношение данного материала к когорте «классики». Бытует мнение, что Тунчи, конечно же, имеет классику, но не в виде альбомов. Речь идёт про его легендарные микстейпы, фундаментально повлиявшие на развитие жанра в 10-х годах, такие как: “No Ceilings”, “Sorry 4 the Wait” или “Sorry 4 the Wait 2”. Да, микстейпы Уиззи имеют внушительный вес в разговоре о классике, однако я готов отстаивать мнение, что “Tha Carter III” на ровне с “I’m Not A Human Being II’– два кристально классических альбома от Уэйна.

Начнём по порядку, а именно с обложки.

Я никогда особо не задавался вопросом - почему на “Tha Carter III” красуется малыш Уэйн. А потом вспомнил про обложки двух культовых хип-хоп альбомов: “Illmatic” и “Ready to Die”, на которые, соответственно, Нас и Бигги помещают себя в детстве. Влияние двух этих пластинок на Уэйна, видимо, оказалось на столько велико, что впервые на серии альбомов “Tha Carter”, мы видим молодого Тунчи, который, как бы отсылает нас к классике и заявляет: “Ребята, будьте готовы к повторению истории!”.

Первые три композиции на альбоме – хип-хоп мясо в самом настоящем смысле этого слова. И на “3Peat” и на “Mr. Carter” и, конечно же, на “A Milli” мы слышим абсолютное, неприкасаемое подтверждение тезиса, который был заявлен на седьмом треке “Tha Carter II”. То как Уэйн скользит по биту, то как жонглирует рифмами и словесными конструкциями до сих пор вызывает во мне восхищение, даже когда я возвращаюсь к этим композициям спустя столько лет.

Посмотрите на пару строчек с куплета на “3Peat”, где, при прослушивании песни, рифмуется чуть ли не каждое слово:

I might go crazy on these ni**as, I don't give a motherfuck. Run up in a ni**a house and shoot his grandmother up. What! What! I don't give a motherfuck. Get your baby kidnapped and your baby-mother fucked. It's Tha Carter 3, bitch, better put your supper up. Hollygrove, I throw it up like I'm trying to lose my gut. Fuck is up? Beat him up like a million uppercuts. Got a million duffled up for the fuck.

А на “Mr. Carter”, в конце песни я слышу не двусмысленную строчку от Тунчи:

В следующий раз, ты вы будешь упоминать Пака, Бигги или Джей Зи, не забудь о Уиззи, малыш!

Именно на “Tha Carter III” – до сих пор своём самом большом альбоме, Дуэйн всеобъемлюще заявляет свои права на то, чтобы называться Best Rapper Alive. И, честно говоря, на стыке 00-х и 10-х так и было. На данном отрезке времени я не могу назвать репера, который был бы больше, влиятельнее, техничнее чем Lil Wayne. Йе будет всерьёз упоминаться в этой беседе после 2010, Маршал, на момент 2008 года не выпускал альбом 4,5 года, Хова уже начал примерять на себя статус крёстного отца хип-хопа и больше заботиться о финансовом наследии, а Нас был на экваторе своего творческого перерождения. После “Tha Carter III” Уэйн стал тем, на кого снизу-вверх смотрели младшие. И в этом, на самом деле, есть и заслуга Йе.

Общеизвестно, что в 2008 году, помимо “808 & Heartbreak”, Йе помогал Дуэйну в работе над третьим Картером. И, будучи в своём меланхоличном состоянии, эксперименты с пением и автотюном задели всех, кто работал с ним над самым его лиричным альбомом. Уэйн отметился фитом на “808 & Heartbreak”, на песне “See You In My Nightmares” и перенял фишку Канье для своего самого больного, я бы сказал громадного хита.

В любом жанре музыки есть песни, которые его представляют, олицетворяют. Даже люди, которые слушают музыку на фоне, пока поднимаются на работу в лифте, скорее всего смогут сказать, что знают эту песню, услышав её. Это абсолютная вершина культурного Олимпа, к которому сумели прикоснуться единицы музыкантов за всю историю. Более того, не все реперы из топа 10 могут похвастаться тождественным достижением. Да, я говорю о “Lollipop”.

Такие песни двигают не только альбом, но и жанр – влияют на исполнителей и вкусы слушателей. Наличие на столько массивного, межпоколенческого хита на “Tha Carter III” придаёт именно культурный буст к обсуждению о присвоении статуса «классики» к данной пластинке. “Lollipop” выстрелил так, что даже сегодня, спустя 16 лет после выхода альбома, он звучит свежо и актуально. Включите его в наушниках, в машине, на отдыхе с друзьями или в клубе: везде этот трек будет звучать к месту. Словно мы говорим о “In Da Club” или “Still D.R.E”.

Но помимо “A Milli” и “Lollipop” на “Tha Carter III” Дуэйн показывает, что его заботят не только флекс рэп мускулами и клубные бэнгеры. На “Shoot Me Down” я слышу рефлексию Дуэйна по поводу пришедшей к нему славы и статуса.

На “Shoot Me Down” я впервые слышу Дуэйна, который может испытывать страх. Он всё ещё говорит, что лучше всех, такими строчками как:

Лапы и когти, ведь я зверь, я пёс. Моя фотография должна быть в словаре и служить определением к «определению». Ведь повторение – мать учения, сынок.

Но в конце песни осознаёт все подножки, в виде проблем с оружием и наркотиками, которые сам себе может поставить (и поставит) и говорит:

Эти барабаны звучат как пустой пистолет. Я перезаряжаю его, вставляя патрон, и целюсь его зрением, ведь Уэйн – это объект, Уэйн – это миссия. Я целюсь в зеркало.

Уэйн уже тогда понимал свою значимость не только для хип-хопа, но и для своего родного города – Нового Орлеана. На песне “Tie My Hands” я слышу внушительную рефлексию Дуэйна и по этому поводу:

Они пытаются сказать мне – «открой свои глаза». Мой родной город до сих пор под водой, некоторые всё ещё витают в облаках. И они задаются вопросом – почему чёрные люди всё ещё голосуют? Потому что все ваши президенты всё ещё молчат. Убери футбольную команду, баскетбольную команду, всё что осталось у Нового Орлеана – это я, ужас. Никакой поддержки от губернатора, от мэра. Только бьющиеся сердца, желания и молитвы.

И “Shoot Me Down”, и “Tie My Hands”, для меня, выступили только прелюдией к финальной песне альбома (мы не говорим про делюкс) и последней, о которой я бы хотел поговорить – “DontGetIt”.

Мне нравится говорить о том, что настоящая хип-хоп композиция, в которой есть идея, надрыв, эмоция, должна длится больше 8 минут. В памяти сразу всплывают “4 Your Eyez Only” или “Sing About Me, I’m Dying Of Thirst.”. Я всегда учитываю такие песни, когда говорю о величии того или иного рэпера. У Дуэйна это “DontGetIt” – десятиминутная композиция, где, ближе к середине Уиззи соскакивает с рэпа и переходит на споукенворд, поднимая все волнующие его социальные, политические и расовые вопросы. “DontGetIt”, увенчанная сэмплом из песни, пожалуй, самой большой чёрной исполнительницы за всю историю - Нины Симон, в работах которой ни раз можно проследить указанные мной выше темы, представляется мне главной стэйтмент песней в карьере Уэйна.

Всё, что он видел, всё, что он сам прошёл он передал, преимущественно, на второй половине “DontGetIt”, где рассуждения на тему справедливости Американской судебной системы в отношении чернокожих американцев, невероятно вдохновенно подкрепляется голосом Нины, которая поёт:

Я – всего лишь душа, чьи намеренья праведны. О, Господи, не позволь мне быть недопонятым.

“Tha Carter III” – стопроцентная классика. Один из основополагающих альбомов в хип-хопе. Одна из главных репрезентационных точек жанра, проложившая путь рэп-музыке 10х годов. После “Tha Carter III” у Дуэйна не будет даже близко на столько же влиятельного и большого альбома, из серии Картеров, как третья часть. Микстейпы и фиты – навсегда останутся его вотчиной, но эта пластинка, без сомнения – главная работа в карьере Уэйна.

Chingar Shnight VibesChingar Shnight Vibes
Тебе также может понравиться
No items found.