Перед прочтением будет минутка личной боли.
15 ноября 2022 года Грэмми выкатили свой список номинантов на «самую престижную» музыкальную премию. За прошедший год была куча хорошей музыки и недостатком достойных альбомов и артистов этот период точно не страдал. Как всегда, к списку конечных претендентов на награды в различных категориях было множество вопросов (а когда их не было в последние годы?), но нас с вами больше всего интересует когорта лучших рэп альбомов за 22 год. Ну, точнее тех, которые были отобраны… Я правда ожидал увидеть там Дэнзела, Винса Стейплеса или Джоуи Бэдэса. Хотя бы в списке номинантов! Но за победу поборются такие люди как Фьючер, Калед и, простите, Джек Харлоу.
Послушаете, что, на пример, про номинантов 23 года сказал автор также обделённого “Melt My Eyez See Your Future”:
Им плевать на культуру. Посмотрите кого они номинировали. Я рад за Кендрика и Пушу, но посмотрите на остальных. Что они там делают? Каждый год одно и то же, одни и те же лица и имена. Где JID, Joey Bada$$, Saba, Earl Sweatshirt, Redveil, Kenny Manson, Kenny Beats, Key Glock и где Freddie Gibbs?
На момент, когда вы это читаете, победитель уже известен. Я бы искренне хотел, чтобы статуэтку забрал Кендрик со своим “Mr. Morale & The Big Steppers”. Но, честно говоря, с того момента, как самый большой альбом 2020 года “After Hours” Викенда даже не номинировали, на Грэмми мне абсолютно плевать. Но я составляю меньшинство тех, кто не обращает внимание на этот сюр в смокингах. Ребята же на Западе всё ещё очень переживают, когда номинация обходит их работы стороной. Это же случилось и с “$oul $old $eperately”. Минутка боли закончена. Благодарю за внимание.
“No recycled bars”, или “Никаких «переработанных» рифм”, - так отзывается о своём новом альбоме в свежем интервью для Complex Фредди Гиббс. Он общается с репортёром уважительно и красноречиво, давая развёрнутые ответы, но не забывая уколоть издательство в том, что не включило его в их очередной топ реперов.
Фредди Гиббс чёрт возьми уникальный персонаж. Балуясь трэш-током в Твиттере, его точно нельзя назвать интернет-гангстером. Выпуская совместные альбомы с легендарными продюсерами, вряд ли у кого-то повернётся язык клеймить его творчески зависимым. Невольно выбрав лейтмотивом своих работ истории про хастл и коукэйн, он точно не является лирически ограниченным артистом.
Среди его предыдущих альбомов хватает классики. Piñata, Bandana, Alfredo, Fetti. Минимум одна из этих пластинок должна быть упомянута, когда мы говорим о лучших рэп альбомах прошедшей декады. Но кое-что, думаю, задевает самолюбие Фредди, касаемо вышеприведённых пластинок – ни одна из них не была его сольной работой.
Про Гиббса невольно начали говорить, что свои самые красивые голы он забивает только с гениальных передач коллег по цеху. Но 30 сентября этого года вышла работа, призванная исправить нарратив о неспособности Фредди взять мяч, самому протащить его через всё поле, обыграть пол команды и закатить в девятку.
“$oul $old $eperately” – пятый сольный альбом репера из маленького городка из Индианы и девятый полноформатный проект в его каталоге. По мне, у рэпера было два основных направления, как построить концепцию пластинки после двух супер классических и тепло принятых проектов в лице Бэндо и Пиньяты: пытаться повторить и развить то уникальное звучание, которое присутствовало на этих релизах, или абстрагироваться от шлейфа Мэдлиба и испытать себя новым вызовом.
Выбор пал в пользу второго варианта. Глупо было бы гнаться за аурой совместных альбомов с продюсером такой величины, надеясь доказать свою аутентичность в соло. Такая интенция заранее была бы обречена на провал. И если на предыдущих альбомах Фредди в соавторах был человек бравший шефство над битом, то на $$$ за музыку отвечали и Джеймс Блейк, и Кейтронада, и DJ Paul из Three 6 Mafia, и многие другие. Но такой разброс в именах не навредил звучанию альбома. Если у Джоуи Бэдэса получилось обрамить звуковой материал благодаря преимущественно одному продюсеру на его “2000”, то Фредди пошёл иным путём и не прогадал.
Так как же всё-таки звучит этот альбом?
В 2017 году не безызвестный нам Кендрик Ламар подготовил свою сентенцию под названием “Damn”. После крайне «джазово-ориентированного» и отдающего дань корням TPAB нас встретил релиз, на котором нашлось место композициям с бит-свичем, трэп барабанами, R&B припевами и многими другими атрибутами современного хип-хоп звучания. Однако, подобная музыкальная унификация не выступила ориентиром альбома. У Кенни получилось создать грамотный микс из собственного, полюбившего всем стиля и выходящего (на тот момент) на свой пик течения в рэпе. В том числе, поэтому, чаще всего именно “Damn” – любимый альбом Ламара у его белого слушателя. Он, словно, сказал «я уделаю вас на вашем же поле, но своей игрой». В каком-то смысле $$$ преследует ту же идею.
Конечно, у меня бы язык не повернулся назвать эту пластинку трэп тэйпом, но я не могу отделаться от настроения концептуального масл флекса от записи в целом. Такие треки как: “Too Much”, в каком-то смысле “PYS”, определённо “Pain & Strife” – грамотно распределены на альбоме и хорошо выполняют свою функцию.
Даже открывающая $$$ песня, с её великолепным сэмплом из соул джоинта 1973 года “They Said It Clouldn’t Be Done” от Нормана Филса, несёт в себе всё-таки больше интертеймент вайб.
Они говорят это не может быть сделано. Что мы никогда не сможем это сделать!
...слышу я через всю “Clouldn’t Be Done”. Словно автор отвечает на возгласы хейтеров их же словами.
Визуал. Как по мне это главный минус альбома. Употребляя этот термин я, преимущественно, имею в виду обложку. Что я вижу, когда собираюсь прослушать $$$ впервые? Розового кролика, который смотрит, как метрах в трёхстах перед ним зияет пламя пожара, взрыва, аварии, не важно. Это не та обложка, которая даёт тебе моментальное осознание заложенного в неё смысла. По факту, это та же самая мизансцена, которую мы наблюдаем на Бэндо – где Квасимото верхом на зебре наблюдает на очаги огня с вершины голливудских холмов.
Что я вижу после изучения аудио материала этого проекта и связывания погружения в предысторию пластинки и жизненной главы самого репера? Я вижу адаптированного символа журнала плейбой банды Vice Lords, выходцем которой Фредди является, ставшего маскотом артиста. Этот переваренный временем образ безобидной зверюшки смотрит не на что иное, как на крушение летающей тарелки. Корни символизма данного образа для меня очевидны. Летающая тарелка НЛО – словно воплощение всего нового рэпа, антиподом которого Гиббс себя позиционирует. Это блаженное созерцание реальности (неудача «нового» в угоду «старому») выражает позицию Фредди, касаемо культуры в целом и, если хотите, бифа с Ганной в частности.
Был ли отражён интерпретированный мной визуал в содержании $$$? Отнюдь. Несмотря на то, что на альбоме есть моменты, где Гиббс пробует себя в не привычном для него звучании, (надо сказать, весьма удачно) это, тем не менее, не убеждает меня в непоколебимости постулатов адепта Нации Ислама, умывании кому-то носа и обыгрывании кого-то его же методом. При всём уважении “Too Much” не “DNA”.
Много чего разбило мне сердце, но это подправило моё виденье
... повторяет Фредди как мантру на “Rabbit Vision”, который на ряду со “Space Rabbit” служит ничем иным, как флагманом интроспекции на альбоме.
Обе композиции заканчиваются частыми на $$$ аутро в виде записи голосового сообщения на стационарный телефон. Джефф Росс и Джо Роган – оба белые комики, выступающие в двух этих песнях, как сатирические метафоры от Гиббса. Р'пер стебётся над ожиданиями и «хотелками» бенефициара культуры в лице среднестатистического белого мальчика, который стреляет своими замечаниями в адрес Фредди, но он не берёт от него трубки, а просто сбрасывает звонок на голосовое сообщение. Не знаю являются ли Роган и Росс друзьями репера в жизни, но надеюсь, что да, ибо в таком случае это всё выглядит ещё более иронично.
На релизе классные фиты. Пуш, Росс, Офсэт, Манибэгг все эти ребята делают их дело и классно дополняют своими партами композиции, на которые их пригласил автор. Ничего не звучит лишним, но ничто и не перетягивает на себя одеяло. Если бы не многообещающая обложка, идея которой теперь уже кажется мне наивной, и очередное отсутствие по-настоящему worldwide бэнгера, я бы точно замахнулся на самые хвалебные эпитеты. Однако, могу сказать точно, у Гиббса получилось вывезти и в соло.
“$oul $old $eperately” – это целостно. Большое упущение комитета Грэмми, что пластинка не получила номинацию в этом году. Понятно, что выиграть было бы шансов маловато, ведь не смотря на не боязнь экспериментов, длинный каталог за плечами, сильные сольные и совместные работы, признание от мастодонтов ремесла, Фредди Гиббс, по абсолютно не понятным для меня причинам, всё ещё остаётся довольно таки low-key артистом. Измениться ли его статус после “$oul $old $eperately” сказать тяжело, однако к ознакомлению альбом точно посоветую!