В 2023 году женский хип-хоп вновь захватывал различные чарты. Чего только стоит IceSpice, каждый трек которой взрывал западный Тик-Ток, и этот взрыв долетал даже до тех, кому это абсолютно неинтересно. Прикольный образ, забавная подача — все сделано так, чтобы американские зумеры падали на концертах от ее тверка и делали дипфейки. Также все поражались смелости и откровенности SexyRedd, которая стала новой иконой грязного вумен-рэпа. Не отставали от трендов и те, кто уже все доказал — Megan Thee Stallion и Nicki Minaj, которая выпустила аж целый альбом — Pink Friday 2, который является сиквелом ее легендарного Pink Friday 2010-ого года. Сейчас они особо активизировались и выясняют, чья пятая точка более увесистая в рэп-игре, но сейчас нам это абсолютно неинтересно.
В общем, в 2023 году мало что поменялось — сексуальные образы и строки о легких взаимоотношениях отлично продаются, так зачем менять то, что и так хорошо работает? Не нужно изобретать велосипед! Наверное, главенствует такая логика. Но если это помогает девушкам ощутить на себе эту горячую женскую энергетику и поднять себе самооценку, то почему нет, такая музыка имеет право на существование. Но в женском хип-хопе всегда две грани — поп-сторона и сторона поэтическая, которая может зарядить настоящей силой и помочь в трудную минуту. И одной из ярчайших представительниц второго направления является британка Little Simz, которая в 2023 году выпустила новую пластинку «NO THANK YOU». О том, кто такая Little Simz, какой путь она прошла и как стала одной из любимых исполнительниц Кендрика Ламара, я рассказывал в обзоре на ее предыдущий альбом «Sometimes I Might Be Introvert». Советую ознакомиться для более детального погружения в контекст.
«Sometimes I Might Be Introvert» чуть ли не сразу получил культовый статус. Симз получала различные крупные премии, часто появлялась на экранах, на ковровых дорожках, давала концерты на огромную публику, и, естественно, на нее оказывалось давление в плане того, что нужно выпускать больше музыки, которая будет не хуже, чем последний альбом. И тут Симз почувствовала — что-то идет не так. Скромная и честная девушка, которая не привыкла к свету софитов и постоянных взглядов, вопросов, коммерческих предложений, попадает в этот искусственный мир изобилия, который неподготовленного человека легко может сломать пополам. И она вовремя понимает, что такой расклад не для нее и говорит индустрии: «Нет, спасибо». И именно на этом построен ее альбом — сохранение своего «я», приверженность своей философии, своему пути. Давайте заглянем внутрь этого альбома.
Открывает альбом трек «Angel», который сразу растворяет слушателя в этом облачном и легком инструментале с элементами нео-соула и госпела.
За весь звук на альбоме отвечает продюсер Inflo, которому удалось создать ощущение целой живой симфонии, что, безусловно, играет на руку такому искреннему альбому. Симз говорила, что иногда ощущает то, что с помощью нее ангелы доносят правду до людей, и как раз этому и посвящен трек. И здесь Симз проповедует мысли, которые терзали ее, когда на нее стали обращать все больше и больше внимания крупные в бизнесе фигуры.
Как я могу быть со своими противниками, а не со своим племенем? Они продают тебе мечту, а потом хотят, чтобы ты прославился. Теперь я в шрамах, я унижена. Чего я ждала от тех, кто живет этой корпоративной жизнью? Жаль, что честность тут не является нормой.
Симз говорит о некоем порочном круге — продать мечту, чтобы человек прославился, а затем качать из него деньги и продавать как образец еще одной мечты. За всем интересом к персоне скрывается лишь желание получить с него побольше денег.
Им все равно, что твое сознание находится во мрачном состоянии, пока ты сокращаешь чью-то платежную ведомость.
Но она никого не призывает отказываться от этого, нет. Она говорит:
Ты можешь играть в эту игру, но я не собираюсь.
Каждый выбирает свой путь, который он считает нужным, и Симз выбрала свой, и тут открывается основная мысль — каждому человеку нужен ангел, который покажет истинно верный и правильный путь. Этот трек Симз посвятила своему убитому другу Гарри, который и стал для нее тем самым ангелом.
Далее следует самый грувовый трек на альбоме — «Gorilla». Инструментал так и просится в один из альбомов A Tribe Called Quest, настолько органично и хип-хопово басовая партия сочетается с битом.
Два куплета под классический native tongue-бит — Симз будто нарушает правила поп-культуры о том, как должен звучать современный хип-хоп. Здесь Симз говорит о том, что, не смотря на все это давление, она все равно остается самой крутой и самой трушной, гнет свою линию, игнорируя любые преграды.
Интроверт, но я не робкая. Мое искусство будет жить вне времени, ведь я не ставлю для себя ограничений.
Этим треком Симз показывает, что никто не сможет загнать ее в угол. Она не просто девушка-интроверт, она одна из важнейших игроков современной независимой хип-хоп-сцены.
В следующем треке «Silhouette» потрясающая барабанная партия, она будто заставляет встать на ноги и идти в бой.
Такие барабаны в последний раз замечал только у The Roots, а приблизиться к их музыкальному уровню дорогого стоит. Inflo — гений. Здесь уже Симз возвращается к исповеди, размышляет о полученном опыте и о том, как он на нее повлиял:
Вся эта фальшивая любовь заставила меня почувствовать, что я здесь самый настоящая. Как я могла сомневаться в своей правоте и в том, что я чувствую?
Симз призывает всегда быть верным себе, и вот тут появляется образ силуэта. В понимании Симз, это человек, лишившийся всего внутреннего, обычный образ, за которым ничего нет. В конце концов, она четко дала себе понять, что не будет становиться одной из них. Особых эмоций добавляет хор, который между куплетами поет о том, что важно найти свой путь, следовать судьбе.
Вайб следующего трека «No Merci» напомнил мне настроение последнего альбома Кендрика Ламара.
Здесь Симз даже отсылается к нему. В этом треке Симз вновь говорит о лживых правилах, устоявшихся в большом бизнесе («Ты не работаешь со мной в студии, но хочешь комиссионных. И если я хочу опубликовать свою работу, то мне нужно разрешение»), и о том, как верхушки пытаются сломить черное комьюнити, заставляя их плясать под их дудки («Знаю, ты хорош в том, чтобы продать мне мечту черного чувака. Одна буква "М" может заставить его закричать: У нас получилось!»). И в конце трека мы слышим слова, отсылающие к «Savior» Кендрика:
Они не заслужили тебя. Ты не можешь быть их спасителем.
И тут вспоминается хорошая русская поговорка — «Не стоит метать бисер перед свиньями». Если человеку абсолютно безразличный попытки наставить его на путь, то не стоит тратить свои силы и энергию на это.
Трек «X» будто объединяет все музыкальные элементы, используемые ранее — здесь и громыхающие африканские барабаны, и госпел-хор, и потрясающие струнные, возносящие ввысь.
Симз же продолжает идею прошлых треков о том, что индустрия является злом и нужно всячески бороться с ней, но прежде — найти себя. Она говорит о том, что артистов воспринимают как мешок с деньгами, как корову, которую можно постоянно доить, при этом игнорируя их собственное «я».
Страна свободных, порабощенная ложным притворством. Эти люди — не друзья, я наконец-то поняла это. Они хотят все, что у меня есть. Я чья-то дочь, чья-то сестра, я чей-то друг. Ты не видишь меня такой, какой видят меня они. Ты видишь лишь деньги, которые можно потратить.
Симз вновь обличает «американскую мечту», в погоне за которой люди ломаются, а те, кто всем эти управляют, с удовольствием помогают их доламывать. Но нужно вовремя опомниться, вспомнить те идеи, которые были изначально и не превратиться в тот самый пустой силуэт.
Я никогда не смогла бы продать свою душу за прибыль. Им больше никогда не удастся одурачить меня. Никогда не замолчу, я буду говорить свою правду до конца.
Один из сильнейших треков — «Hearts On Fire», который не отпускает ни на минуту.
Здесь Симз размышляет о том, какой стресс приходится пережить, когда сталкиваешься с этой суровой реальностью популярности, какие противоречия взвинчивают голову.
Ложь переполняет тебя, и ее не остановить. Ты даже не осознаешь, кем ты становишься. Пожалуйста, не теряй голову, когда будешь проходить этот лабиринт. Потому что стремиться к славе — это то, к чему тебя никогда не готовили. Скажи мне, зачем ты пришел. Хотел лучшей жизни, а теперь убегаешь от того самого, о чем молился.
И в этой погоне неизвестно за чем можно потерять все, что имеешь, ведь никто не будет жалеть того, кто сам встал на этот путь.
Дьявол усердно работает, но бизнес работает еще усерднее. Я поклялась отныне работать умнее. Забавно, как это ты можешь буквально отдать все, что у тебя есть? Но кто-то обернется и скажет тебе, что ты недостаточно отдал.
В «Broken» мы вновь слышим эту потрясающую симфонию, пронизанную хором.
«Broken» — песня-наставление для тех, кто потерял себя и не может найти вновь, не может вернуться на дорогу, по которой следовал. И Симз на личном примере показывает, что сделать это возможно, нужно просто вспомнить ради чего ты здесь и идти наперекор всем.
Все, что я хотела сделать — поднять дух женщинам. Тебе нужно двигаться, если ты поддерживаешь свою идею, а они хотят видеть тебя жертвой, отказывающейся от своей миссии.
Она будто вдыхает новую жизнь в своих слушателей, которые пришли к ней за советом, и произносит следующие слова:
Книги о том, как жить, нет, так что встань на колени и молись, чтобы тебя направляла сила, чтобы ты не утонул. Посмотри, как далеко ты продвинулся, и пойми, что ты только начал. Ты существуешь, ты жив, ты заслуживаешь жизни. Ты - луч света, ты полон решимости летать.
В треке еще много интересных мыслей, а длится он 7 минут, поэтому при прослушивании рекомендую остановиться на нем поподробнее, если хотите подчерпнуть нужные мысли.
В треке «Sideways» Симз вновь делает вывод о том, что она смогла стать выше этих правил индустрии и остаться собой.
Я не знала, что слово "нет" может быть таким освобождающим. При всем уважении, у вас нет для меня чека. Только я знаю, что я чувствую и что для меня лучше. В конце концов, они поймут, что я здесь как сосуд.
Здесь раскрывается и название альбома — три слова, произнеся которые можно почувствовать независимость от чужого мнения и чужих указаний. Также Симз возвращает и к теме первой композиции, «Angels», говоря о том, что никому не получится заставить ее замолчать, ведь она сосуд для высших сил, с помощью нее они транслируют то, что хотят передать.
Под композицию «Who Even Cares» хочется закрыть глаза и улететь туда, где до тебя никто не доберется.
Посыл прост — не важно, что говорят другие, не нужно бояться выражать свое мнение и выражать себя. Не нужно бояться трудностей, потому что трудности будут всегда, нужно просто верить и двигаться вперед.
Жизнь становится только тяжелее, но твоя вера помогает тебе пройти через это.
Финальный трек «Control», неожиданно, посвящен романтической тематике: о паре, у которой проблемы, но они все еще любят друг друга и ищут причины того, чтобы остаться вместе.
Мне нечего скрывать, я делюсь с тобой всеми своими мыслями. Когда волны накатывают на меня, я просто плыву по течению. Учусь состраданию и терпению, пытаюсь проглотить свою гордость. Но я не хочу успокаиваться, либо я плыву, либо умираю.
За мужскую сторону здесь отвечает певец Коуджо в небольшом припеве, где он говорит:
Обещай держать меня за руку и никогда не отпускать, потому что твоя любовь — все, что у меня есть, и все, что я знаю.
Красивая заключительная композиция, которая оставляет приятное послевкусие после альбома.
«NO THANK YOU» — очень искренняя и личная работа. Конечно, навряд ли она станет такой же современной классикой как «SIMBI», но это и не нужно. Слушая альбом, становится понятно, что у Симз вовсе не было никакой цели внести и этот альбом в историю, продать его огромными тиражами и кататься с ним в многочисленные туры. Да и это бы выглядело как лицемерие — альбом, обличающий правила индустрии и ее жестокость, призывающий оставаться собой и следовать своей мечте, наплевав на порядки, сделан по шаблону хитового прорывного релиза.
Альбом звучит одновременно и как личная исповедь, и как проповедь для большого числа слушателей, которые хотят найти в себе новые силы. Поэтому ни в коем случае не стоит включать этот альбом на фоне или ожидать от него «кача». Это то же самое, что читать «Преступление и наказание», чтобы отвлечься от суеты и поднять себе настроение. То есть, абсолютно никак не сработает, а лишь отвернет и породит мысли, что релиз весьма «душный».
Заварите чай, уберите отвлекающие факторы и просто послушайте этот альбом от начала и до конца. Да и не обязательно быть заложником музыкальной индустрии, чтобы полностью его прочувствовать. Кого-то гнетет работа, которая полностью подавляет то, ради чего начинали двигаться; кто-то не может найти в себе мотивацию, чтобы вновь продолжить дело, когда что-то не получилось — музыка на то и музыка, вещь субъективная, каждый найдет что-то своё и спроецирует что-то своё. А варианты решения этих проблем у всех почти одни и те же. И как раз этими решениями Симз на «NO THANK YOU» с вами и поделится.