Это продолжении рубрики BEEF и в этот раз я хотел бы приколоть вам более популярное (среди любителей олдскула) противостояние двух мастодонтов рэп-игры. Казалось бы, что могут не поделить 2 дядьки их Нью-Йорка? Корону. Да, каждый из них претендовал на звание короля Нью-Йорка в то время, когда общепризнанный король (Biggie) пал жертвой войны побережий.
Самой пиковой точкой этой "говядины" а считается появление треков "Takover" от Jay-Z & "Ether" от Nas и кстати, именно эти 2 трека являются лучшими треками за 2001 год в Истории хип-хопа. Как вы видите, рубрики пересекаются и поэтому, в этой статье я постараюсь уместить всё: от предыстории до кульминации этого бифа. Тем более, что его концовка оказалась очень неоднозначной, в отличии от ситуации с Gucci vs. Jeezy, которые после 15 лет взаимных шатсов в музыке и на улице, в итоге просто помирились и замяли эту темку за бабки. Короче, будет интересно.
Итак, Jay-Z и Nas - две влиятельнейшие фигуры в мире хип-хопа. Их популярность в музыкальном плане в конце 90х была примерно на одном уровне. Джигга - хайпмен, известный в кругах рэп-комьюнити и вне. Nas - скорее наоборот. Тем не менее, они находились одинаковом положении: на кону было слишком много, а поражение - означало вечный позор, конец карьеры и клеймо на всю жизнь. Бифов с такими ставками не так уж и много, но из похожего, приходит на ум 50 Cent vs. Ja Rule, в котором Ja - потерял всё и Полтос попросту похоронил его карьеру. Ну да ладно, не будем отвлекаться. Что Jay-Z, что Nas, хотели стать лучшими, но их путь к цели различался. Nas предпочитал творческий подход, накладывал на искусство ещё один слой искусства. Jay-Z считал, что чем больше людей его упоминают и знают, тем более он успешен.
А всё началось в 1996 году. У Jay-Z скоро выйдет его дебютный альбом Reasonable Doubt, и он записывает песню Dead Presidents II.
Nas был приглашён на студию, но в итоге Nas'у не понравилось то, что в место новых строчек, в песне используется его цитата из трека "The World Is Yours (Tip Mix)":
Presidents to represent me (Get money!), I'm out for presidents to represent me (Get money!), I'm out for presidents to represent me (Get money!), I'm out for dead fuckin' presidents to represent me).
Также, в этом году вышел альбом Nas'a It Was Written, где в треке "The Message" был самый первый шат в строну Jay-Z ("Lex with TV sets the minimum, ill sex adrenaline").
В то время Jay-Z неоднократно упоминал марку Lexus в своих треках и продемонстрировал свою машину в клипе на "Dead Presidents II". Это не было целенаправленно, но, можно сказать, стало "документальным" началом бифа.
В 1997 году умирает Бигги, кресло короля опустело и Jay-Z претендует на его место, провозглашая себя приемником в треке "The City Is Mine", а конкретно говорит:
"Don't worry about Brooklyn, I continue to flame, Therefore a world with amnesia won't forget your name, You held it down long enough, let me take those reigns".
Ещё, Джигга снова семплирует Nas'a в треке "Rap Game/ Crack Game":
А также упоминает Nas'a в треке "Where I'm From":
“I'm from where ni--as pull your card, and argue all day about/Who’s the best MC’s, Biggie, Jay-Z, and Nas”
В 1998 году Jay-Z выпускает альбом Vol.2 ... Hard Knock Life, который дебютирует на 1 месте Top Billboard 200 и продаётся тиражом в 5 млн копий и получает Грэмми. Именно после этого альбома, многие фанаты были разочарованы, так как они считают, что главный мотив Jay-Z - деньги, а не искусство. Хотя Джигга никогда не скрывал этого, достаточно было посмотреть на развитие его брэнда, кучу рекламных контрактов, и любые бизнес-мувсы, которые он предпринимал, ради получения наибольшей прибыли.
В 1999 году Nas выпустил песню "We Will Survive", своего рода трибьют The Notorious B.I.G. и 2Pac'у, в которой он рассказывает как рэп-игра изменилась, после их ухода. Но в нашем случае, интересны лишь эти строчки, адресованные Jay-Z:
"It used to be fun, makin' records to see your response, But, now competition is none, now that you're gone, And these niggas is wrong, using your name in vain, And they claim to be New York's king? It ain't about that"
Далее Nas начал свои нападки и глумления в сторону рэппера Memphis Bleek, который был приближён к Jay-Z. Но не подумайте, что всё произошло на ровном месте. Memphis Bleek в своём дебютном альбоме выпустил трек "Memphis Bleek Is", который был диссом на Nas'a и основан на треке "Nas Is Like".
Просто сравните это:
И это:
После чего у них началась перепалка. Энивэй, Вялая ответка была через год в песне "My Mind Right", но как уже понятно, Mempis Bleek не был главной целью Nas'a, а так как Jay-Z долго морозился и не отвечал напрямую, Nas искал другие рычаги давления, но и продолжал давить напрямую. И это сработало.
В 2001 году Jay-Z на концерте Summer Jam исполняет трек "Takeover". В первом куплете есть шатсы, но нет конкретики. Во втором досталось Mobb Deep, которые в своё время впрягались в эти разборки, как я понял на сторону Nas'a. Но кайф в том, что Джигга закончил второй куплет фразой:
"You guys don't want it with Hov, Ask Nas, he don't want it with Hov, no!"
На что толпа отреагировала: "WHAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAT?!"
Nas добился своего и выпустил "Stillmatic (Freestyle)" (который также известен под названием "H to the OMO"), после чего война стала открытой. Nas чморит кентов Jay-Z, называя его лжецом, гомосексуалистом и подражателем.
Но как мы помним, в "Takeover" было всего два куплета. После этого исполнения, Jay-Z выпустит трек официально и добавил ещё два куплета, в которой унижал Nas'a строчка за строчкой:
"You've been in this 10, I've been in it five; smarten up, Nas! Four albums in 10 years, nigga? I could divide, That's one every… let's say two, two of them shits was due, One was "nah...," the other was Illmatic, That's a one-hot-album-every-10-year average, And that's so (Lame), Nigga, switch up your flow, your shit is garbage, What, you trying to kick knowledge? (Fuck outta here), You niggas gonna learn to respect the king, Don't be the next contestant on that Summer Jam screen, Because you-know-who (Who) did you-know-what (What?), With you-know-who (Yeah), But let's keep that between me and you"
Jay-Z саркастически анализировал карьеру Nas'a с точки зрения преданного фаната и это был бадибэг. Но Nas оказался не из робкого десятка, и выпустил трек "Ether".
И ответка оказалась как бы даже не жёстче, чем "Takeover":
"Y'all niggas deal with emotions like bitches, What's sad is I love you, ‘cause you're my brother, You traded your soul for riches, My child, I've watched you grow up to be famous, And now I smile like a proud dad watchin' his only son that made it, You seem to be only concerned with dissin' women, Were you abused as a child? Scared to smile? They called you ugly? Well, life is harsh, hug me, don't reject me, Or make records to disrespect me, blatant or indirectly".
И тут нельзя сказать однозначно, чья песня лучше. У Jay-Z получился шедевр: жёсткий и одновременно обтекаемый; с прекрасной аранжировкой, сэмплом песни "Five to One" от The Doors (продюсером трека, кстати, был Kanye West) и семплом трека "Sound of the Police" от KRS-ONE, хорошими рифмами, фактами и отличным звучанием в целом.
Но у Nas'a в "Ether" было намного больше злости, каждая строчка, каждое слово, каждая рифма была ударом под дых , направленным унижением одного человека и всей его команды (Nas ставил под сомнение преданность к Biggie), в то время как Jay-Z чувствовал себя более расслабленно и позволял себе уходить немного в сторону. При этом "Ether" звучит также жёстко, как немелодично и криво.
Но текста людям было вполне достаточно. "Все ждали ответку, но Джигга смог лишь закопать себя фристайлом на радио Hot97 под названием "Super Ugly" и наговорил столько грязи и трешака, что его мама в прямом смысле заставила его в прямом эфире извиниться перед Nas'ом, его девушкой и всеми другими женщинами. И он извинился.
Так кто же победил? Оба. Смотрите почему: Nas, спровоцировав конфликт, привлёк достаточное внимание к своей персоне, получил приток аудитории и официальную (с точки зрения слушателей) победу в этом бифе, чем бустанул свою карьеру и заработок.
Jay-Z победил, потому что не отмолчался и вступил в конфликт по всем канонам, что тоже спровоцировала приток нового внимания к своей персоне, так как его альбомы хоть и пользовались популярностью, но его трушный вайб пропадал также стремительно, как рос его банковский счёт. Обоим это дало солидный приток вдохновения для последующих альбомов, а термин "Ether" - стал частью хип-хоп жаргона.
Именно здесь заканчивается важная часть для истории хип-хопа, в рамках 2001 года. Официально, beef ещё не закончился, но на деле - времена "Takeover" vs "Ether" были самыми жаркими.
В 2002 году Jay-Z выпускает трек "The Blueprint 2", в котором он сомневается в авторитете Nas'a и говорит, что в этот раз, его мама не спасёт Nas'a от неизбежного.
В свою очередь, Nas публикует трек "Last Real Ni66a Alive", в котором рассматривает все бифы Нью-Йорка, от Biggie до Wu-Tang'a, а ситуацию с Jay-Z делает своего рода "сноской", а не полноценным абзацем, показывая, что для него это не имеет значения и называет себя "Scarface", а Jay-Z - "Manolo" (он же Мэнни из фильма "Лицо со Шрамом").
В 2003 они всё ещё продолжают подкалывать друг друга, но так нехотя и лениво, что многие шатсы можно отнести почти к кому угодно. Создавалось впечатление, что они занимаются этим для галочки. И уже с момента выпуска The Black Album, Jay-Z полностью отстраняется от этой говядины, да и от рэпа.
Но 2005 Jay-Z объявляет свой камбэк концертом с названием "I Declare War" (я объявляю войну). Естественно, все подумали о возрождении бифа, но вместо этого, на концерте были Diddy, The LOX и Nas, и в рамках шоу - они публично завершили биф и исполнили песни "Dead Presidents II" & "The World Is Yours". Прикиньте, как была шокирована толпа.
Энивэй, судьба - интересная дама и преподнесла лютый плот твист чуть позже. В 2006 году Nas заключает контракт с Def Jam Records на 2 альбома по 3 мульта долларов каждый. Угадайте кто был президентом этого лейбла в то время? Барабанная дробь... Jay-Z! Хоть на этот момент они уже брат за брата и вот это вот всё, просто вспомните: из-за чего случился весь конфликт? Jay-Z хотел популярности и денег (он её получил и стал боссом Nas'a), Nas хотел быть ближе к искусству, чтобы всё было трушно и тд. (он этого добился и заключил выгодный контракт с лейблом). Даже спустя 15 лет, посмотрите на состояние Jay-Z и на популярность Nas'a. А теперь, скажите мне: кто победил в этом бифе в 2001 году, а кто победил в итоге?