Wu-Tang Clan — одна из самых влиятельных и значимых групп для хип-хопа, которая стоит особняком в его истории. Посудите сами: 1993-й год, хип-хопом правит Доктор Дрэ со Снупом, которые популяризовали джи-фанк до космических масштабов, все внимание приковано к Лос-Анджелесу. Но в Нью-Йорке объединяются 9 парней — фанатов гонгконгских и японских боевиков, уличные эмси, чьи карьеры или не задались, или они просто не видят в этом перспектив, хоть и обладают талантом. Как настоящим супергероям, им нужно было объединиться для спасения хип-хопа восточного побережья, поэтому RZA, будучи грамотным лидером, смог всех собрать и настроить этот сложнейший механизм, в результате слаженной работы которого появился шедевр — один из лучших хип-хоп альбомов в истории — «Enter The Wu-Tang: 36 Chambers».
О его наследии и его особенностях можно говорить бесконечно, поэтому сейчас не будем на этом останавливаться. Заглянем в 1995 год. RZA в начале карьеры группы сделал удивительную вещь – он заключил договор таким образом, что участники могли быть не резидентами лейбла, на котором выпускается группа, а стать членами других лейблов, которые они посчитают для себя приемлемыми. Т.е. Wu-Tang Clan на Loud Records, но это не значит, что участники обязательно должны выпускать свои сольники на этом лейбле. Поэтому, например, Ghostface Killah стал подписантом SONY, Method Man — на Def Jam и т.д. Благодаря такой хитрости от Ризы, члены Клана могли себя чувствовать свободнее в своем творчестве.
В этот период появляются ключевые альбомы, которые, так же, как и дебютник группы, считаются классикой — «Return Of The 36 Chambers» от Ol’ Dirty Bastard, «Tical» от Method Man, «Only Built 4 Cuban Linx» от Raekwon» и наш сегодняшний герой — «Liquid Swords» от GZA. И это было похоже на супергеройскую франшизу. Можно сказать, то же самое, как сделали Marvel, только наоборот. Сначала Марвел представили нам Железного Человека, Тора и Капитана Америку, а затем уже создали Мстителей. Ву-Тэнг же сразу явились миру целой командой парней, которых до этого никто не знал, а затем уже на своих сольниках в полной мере демонстрировали свои умения, свою силу, свой характер, свой стиль. И поговорим мы про альбом от одного из самых техничных мастеров слов из Клана — «Liquid Swords».
Как уже говорил выше, участники Клана были большими фанатами боевиков про кунг-фу, про Шаолинь, про самураев. Что еще говорить, если на этой тематике они построили свои собственные мифы, концепцию группы, философию. И GZA был одним из самых жетских гиков среди них: он погружался в принципы конфуцианства, читал «Искусство войны» Сунь-Цзы, тренировался боевым искусствам и, конечно же, читал книги и смотрел фильмы. И еще одна его страсть – шахматы: построение стратегии, верные ходы, опережение соперника. Не зря в команде GZA получил прозвище Genius. И своей любви к шахматам GZA отдал должное на обложке релиза — участники группы сражаются с противниками на шахматной доске, вооружившись опасным оружием из китайских фильмов, и все это в рисовке комикса. Наверное, одна из самых запоминающихся и креативных обложек в хип-хопе 90-х. Вообще, концепция релиза — смесь искусства эмси и китайских единоборств, т.е. если воины используют стальные мечи, то Джиза использует «жидкий меч», под которым он подразумевает свои слова, которые могут лететь в разных направлениях, обтекать преграды, но резать так, что никто и не заметит, как оно атакует, а головы на плечах врага уже нет.
В недавнем сериале от Hulu «Wu-Tang: Американская сага» в последнем сезоне несколько серий посвящены неким «экранизациям» дебютных альбомов, и есть серия, посвященная «Liquid Swords» (8й эпизод, если что). Недалекое будущее, мир захватил жестокий лейбл, который превратил хип-хоп в жвачку, а настоящее искусство стало запрещено. И лишь Джиза и несколько его друзей по цеху хотят побороть этот режим с помощью древней техники «жидкого меча». Сам сериал не верх культурной ценности, но ради того, чтобы поверхностно узнать историю, и ради этих серий о дебютниках посмотреть можно. Но вернемся к альбому и перевернем обложку.
Начинается альбом с одноименного трека — «Liquid Swords».
И атмосферу здесь сразу же создает потрясающее интро из фильма «Убийца сёгуна» 1980 года. Мальчик рассказывает о своем отце, самом знаменитом самурае империи, которого боялся сам сёгун, который закрылся в замке и был поглощен дьяволами. И вот он послал убийц для ликвидации самурая, но самурай остался жив. И на такой эпичной ноте в борьбу вступает сам Джиза будто в роли этого самурая. Здесь Джиза представляет самого себя, на первом же треке говорит о том, что дел с ним лучше не иметь, он слишком техничен и слишком талантлив, чтобы с ним тягаться:
Я размахиваю мечом и режу этих клоунов. Я струюсь как кровь на месте убийства. Удары с разворота от обладателя черного пояса, я атакую с помощью микро как тайуфун или циклон. Сбрасываю мегатонные бомбы быстрее, чем ты моргнешь.
Также, он говорит и том, что для некоторых может быть тем, кто даст новые знания, а для других тем, кто заберет их жизни:
Я могу быть как капельница, а могу и остановить сердце. Я могу быть и учителем, и тем, кто лишает тело головы.
Отличный вступительный трек, который демонстрирует то, как Джиза мастерски обращается со словом, словно самурай с катаной.
В следующем треке «Duel Of The Iron Mic» участие приняли Маста Килла, Инспекта Дэк и ODB.
Джиза, Килла и Дэк выдают свои бронебойные куплеты будто они вышли на арену и показывают свою технику сложных метафор и рифм, чтобы враги поняли, с кем им предстоит иметь дело. Например, Маста говорит:
Бомбардирую ваши казармы аэроснарядами, фехтую на мечах, ядовитые дротики прямо в дверь. Разум насыщен взрывчаткой, это разрушительный лирический снаряд.
И важно сказать, что инструменталы от Ризы на этом релизе вышли на новый уровень. Если на Enter The Wu-Tang биты были весьма сырые, грязные и даже иногда абстрактные, но при этом атмосферные, то здесь Риза будто усовершенствовал формулу своего фирменного бум-бэп звучания, которое отличается от других мэтров жанра. А Джиза будто математически подстраивает свои тексты под эти инструменталы, создавая идеальное вещество.
Следующий трек «Living In The World Today» вновь наполнен зубодробительными строчками о таланте Джизы:
Головы катятся с холма с привязанными веревками. Остерегайтесь этих огромных металлических шипов. Мой стиль безумно убийственен, мой рэп изливается и атакует как японцы Перл-Харбор.
Также он говорит и о влиянии Ву-Тэнг на рэп-игру, поскольку они внесли в нее нечто новое:
Если ты живешь в этом мире, то точно слышишь этот сленг, который породили Ву-Тэнг.
Но еще одна тема, которую затрагивает Джиза — отношение полиции к рэперам на расовой почве:
Эмси расстреливают так, будто их сбивают грузовики. Рэпер, ты попал в сеть. Панчлайны неостановимы, гремят словно выстрелы Глока, которые привлекают копов к клубу, они хотят запретить здесь хип-хоп, но, чтобы процветать, нужно жить в мире.
Один из лучших треков на альбоме, над которым можно пыхтеть целый день, чтобы понять все строчки и игры слов.
«Gold» — классическая криминальная история о наркоторговле, где мрачную атмосферу создает потрясный бит от Ризы, будто переносишься в мрачные подворотни Нью-Йорка.
Джиза рассказывает историю о том, как он ведет свои дела в сфере наркобизнеса и как он расправляется со своими конкурентами, которые лезут не на свою территорию:
Я в глубине мрачных улиц, собираюсь устроить кое-что пострашнее административки. Спустился в метро, жду, когда надо мной прогремит поезд, чтобы я мог замочить типа и его парней, а за что? Он толкал на нашем районе, и продажи дури упали, словно обвал на бирже.
Он подробно рассказывает о стратегии ведения бизнеса, о том, как вооружены его «солдаты», как они сражаются с неприятелями. А все это для того, чтобы добыть необходимое золото.
Не бывает слишком плохих районов, не бывает слишком полных обойм. Мне нельзя прогибаться, мне нужно золото.
Но не забываем, что это Джиза, а значит долой прямолинейность. Этот трек можно рассматривать и как аллюзию на рэп-игру: Джиза на пути к золотому диску придерживается своего плана вместе со своей командой и разберется со всем фальшивыми эмси, которые лезут не в свое дело.
Трек «Cold World» — классическая летопись суровой жизни в кварталах, где царит беспросветная тьма и криминал.
Для интро Риза выбрал отличный момент из уже использовавшегося фильма «Убийца сегуна». В нем отец говорит своему сыну:
Не то время ты выбрал, чтобы родиться.
И это отлично подходит под те мысли, о которых в треке говорят Джиза и Инспекта Дэк — приходится выживать, сталкиваться с разборками банд, заниматься торговлей наркотиками, чтобы прокормить себя и семью. Как поет Life в припеве:
Дети плачут, братья умирают, их валят. На районе умирают, и я заперт в этом холодном мире.
Джиза же во всех красках описывает сцены перестрелок, приезд полицейских и то, как полицейские, не хуже бандитов, арестовывают нарушителей порядка:
В бедных кварталах грабят и стреляют во все, что попадется на глаза. Нахер черно-синих.
Той же темы придерживается и Дэк, описывая страшные подробности:
Желтые ленты ограждают тротуары, на которых лежат тела. Безумие наступает в полночь. Я думал, что парень — труп, но они не задели его, а попали в голову 12-ти летней девочке.
И в конце Дэк делает важный вывод, называя главную причину всех этих кошмаров:
Жизнь — это сценарий, а я не актер, я автор этой современной оперы, где главные герои — бумажки с президентами, это главный фактор.
Они возвращаются к теме, поднятой в «C.R.E.A.M.», когда ради денег люди готовы на все, даже самое страшное, и это не может не пугать.
В «Labels» Джиза катком проходится по существующим на тот момент музыкальным лейблам: кого-то обличает, кого-то посылает, в общем, никто не остался обделенным.
Здесь много интересных игр слов и хитросплетений, поэтому за изучением всех отсылок и лейблов, которые упоминаются в треке, можно провести значительное количество времени. И в начале трека мы слышим вступительное слово-предупреждение от Ризы:
Ты должен понять, что из себя представляет лейбл. А если ты этого не сделаешь, то будешь отравлен.
Своим «диссом на боссов индустрии» Джиза открывает глаза начинающим артистам, что не нужно верить всем сказкам от шишек, а нужно внимательно изучить все вопросы и детали.
Изюминка и визитная карточка альбома — трек «4th Chamber».
Здесь, помимо самого Джизы, своими куплетами отметились Ghostface Killah, RZA и Killah Priest. Один за одним они выдают свои сногсшибательные куплеты под один из лучших битов во всей дискографии Клана. Гоустфейс в своей фирменной сумасшедшей потоковой манере построения строк и рифм читает о своих модных штучках, которые делают его эксклюзивным, сравнивает себя с Константином Великим, Генрихом VIII и Чингисханом (наверное, единственный трек в истории, где были упомянуты Константин I и Генрих VIII).
Далее Килла Прист словно преисполнившийся мудрец говорит:
Отдыхаю меж двух столбов из слоновой кости. Наши стихи глубоки, я вещаю словами из древних томов.
Следом в игру вступает Риза в роли проповедника Черных пантер или Нации ислама и декларирует:
Хамелеоны в камуфляже будто ниндзя забираются в твое жилье. Нет времени хвататься за оружие — твои дети и жена у них. Налет организовал президент, чтобы обыскать твой дом, ведь у тебя были секретные документы и свидетельства того, как они линчевали целые континенты.
И в финале о своей крутости, об опасности мира и о том, как тут выживать, читает Джиза:
Банчим тонной, все бабки на кон, только деньги могут прокормить. Сыновья рождаются и достают пушки. Обоймы заряжены до самого конца, и кровь топит землю.
Трек проходит на одном дыхании, поскольку интересно наблюдать за каждым куплетом — улавливать фишки, строить образы, картинки, вырисовывать характер персонажа, который доносит до тебя эти мысли. Действительно, будто сцена сражения мастеров кунг-фу или супергероев с разными интересными способностями, очень захватывающе.
Еще один легендарный трек — «Shadowboxin’».
И этот бит должен знать абсолютно каждый фанат Ву. Хоть он и кажется простым, цикличным, но он захватывает мозг на каком-то инстинктивном уровне и не отпускает. И здесь Джиза разделил этот инструментал с Метод Мэном. Они, будто два крутейших шаолиньских бойца, демонстрируют свою особую технику боя с тенью. Метод сравнивает себя с Призрачным Гонщиком и с кошмаром от Уэса Крейвена (режиссер «Кошмара на улице Вязов» и «Крика»), а также говорит о том, что сила хип-хопа полностью овладела им, и он готов крушить врагов с помощью этого тайного знания:
Мое сердце остановилось в результате ошибки экзорциста, и теперь хип-хоп полностью овладел мной. У меня смертельная тактика, я плююсь словами, а еще пулями из УЗИ.
Если Метод более расслаблен и харизматичен со своим особенным флоу, то каждая строчка Джизы инженерно и логически выстроена, и здесь он, ничуть не хуже Мета, говорит о своих скиллах:
Ломаю ублюдкам спины как рестлер Кен Патера. Я достану их и округлю эти третьи знаки после запятой.
Вспомните, когда вы в последний раз слышали математические панчлайны?
«Hell’s Wind Staff / Killah Hills 10304» будто момент из фильма.
Сначала перед нами разыгрывается сцена сделки, которая вот-вот может пойти не по плану, а дальше Джиза рассказывает историю от лица крупного игрока в наркобизнесе, опытного мафиози, который знает, как нужно действовать, чтобы остаться чистым — о ликвидации предателей, о правильной стратегии, о работе с конкурентами.
Снайпер застрелил прокурора, судье отослали фотографии, на которых его жена принимает ванну, вместе с портфелем, в котором лежит взятка размером в полтора миллиона. Возьми это или "совершишь самоубийство". Первое правило: тем, кто положил глаз на мое золото в Сирии — я вырежу вам тонкую кишку.
Интересный факт — большинство деталей Джиза подчеркнул из историй реальных криминальных авторитетов, в частности, изучая жизнь Пабло Эскобара. Джиза хотел сделать этот нарратив более реалистичным, чтобы это не было похоже на пересказ дешевого боевика. И с таким грамотным профессиональным подходом он не мог облажаться и не справиться с задачей.
Трек «Investigative Reports» действительно похож на репортаж с мест преступлений, который ярко описывает жизнь в Стейтен-Айленде.
Джиза будто прямо с места действия говорит:
Всем постам, всем постам, психи из гетто вооружены и оставляют ужасные шрамы. Они делают выстрелы и готовятся к захвату, затем возвращаются в лабораторию и остаются в Шаолине (так участники Клана называют Стейтен-Айленд), где пацаны галлонами теряют кровь.
Суровое, но правдивое жизнеописание того, какие ужасы происходят на родных улицах Джизы. Рэйквон и Гоустфейс в своих куплетах размышляют о методах мести. Рэй читает:
Дьявол хочет этого, хочет запереть всех моих чуваков. Но измениться к лучшему — моя единственная вендетта.
Т.е. изменить свою жизнь — единственный способ доказать то, что он из другого теста и с ним не так легко справиться. Гоустфейс же говорит:
Я хватаюсь за ручку, чтобы отомстить, даю волю чувствам. Жизнь как Тарзан на лиане — раскачивается из стороны в стороны.
Для Гоуста главное оружие для мести — его слово, поскольку другие методы просто бесполезны. И, как краткая сводка репортажа, припев от U-God:
Суровые рифмоплеты, наркоманы, которым светит от двадцати пяти до пожизненного. Предатели, подонки, нелегалы, голод, ненормативная лексика, тревога, убийцы.
Сильный трек, который вновь открывает нам завесу того ужаса, который творился в бедных районах Нью-Йорка, и этот ужас ни в коем случае нельзя романтизировать.
«Swordsman» — очень интересный трек.
Он посвящен тому, как важно заниматься самообразованием и научиться не верить тому, что тебе отовсюду твердят, важно анализировать это и различать правду от лжи. Здесь Джиза словно мудрец-отшельник говорит:
Я не замешан в политике и не подсасываю самоназваным ученым. Я прихожу вместе с Ву и даю знания. В молодости я был слеплен религией, был очень суеверен. Но потом я обрел знания о самом себе, и многое, что казалось сложным, оказалось мелким и простым.
Весьма тонкая философская мысль, которая сводится к тому, что человек сам по себе является неким миром, и если познать мир внутренний, то мир внешний будет казаться куда проще, поскольку можно проводить различные аналогии.
Заключительный трек — «I Gotcha Back», где главная мысль в том, что на товарища всегда можно положиться, но важно и самому не спускать палец с курка и всегда быть наготове, поскольку может случиться всякое, предвиденное и непредвиденное.
RZA повторяет:
Я прикрываю тебя со спины, но и ты будь начеку, потому что спереди чуваки, которые делают всякую хрень.
Джиза же в куплете так же размышляет на тему жизни в гетто, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться каждый день. И все эти размышления Джиза заканчивает мыслью, от которой не исходит никакого света, а только безнадега:
Маленькие детишки прогуливаются по школьному двору, думают о тяжести жизни. И вот они добрались до площадки, и тут же раздаются выстрелы, и один из них лежит на земле. От выстрелов трудно убежать. Эта игра вечная, она не перестанет существовать, будут меняться лишь игроки.
И на такой трагичной ноте этот альбом заканчивается.
Liquid Swords — важнейший альбом во вселенной Ву-Тэнг. Но и еще это важный альбом для хип-хопа в целом. Как хорошее литературное произведение в школьной программе, которое изучают не для того, чтобы школьники помучались, а для того, чтобы понять некие литературные вехи, принципы и подчерпнуть что-то для себя. И если хотите понять хип-хоп 90-х, погрузиться в него, то Liquid Swords определенно должен быть в обязательном списке. Его важность так же заключается в том, что среди сольных работ участников Клана в 90-х, именно Liquid Swords продолжает тот миф, ту концепцию вокруг которой строился образ самого Клана — отсылки к китайской и японской культуре, жизнеописание улиц, RZA возвел свои биты на новую ступень, интересные метафоры и игры слов — это все выглядит как настоящий боевик, в котором нашлось место не только кровавым захватывающим сражениям, но и поражающей своей реалистичностью драме.
Влияние этого альбома не обошло и нашу страну. Почему-то, я на 99,9% уверен, что Смоки Мо вдохновлялся в основном именно этим альбомом, когда создавал свой легендарный «Кара-Тэ». Наверняка, многие любят этот альбом, поэтому еще интереснее изучить его корни, откуда ноги растут. Да и атмосфера Liquid Swords точно не оставит равнодушным. Включите этот альбом, пока гуляете по улице, и сразу представите себя самураем, на которого из кустов вот-вот выпрыгнут притаившиеся ниндзя. И вот они появляются камера крупным планом наезжает на ваши глаза, и теперь вам предстоит сразиться с неприятелями. И в этот момент наушники транслируют вам голос наставника, который делится лично с вами, как со своим учеником, знаниями о древней технике «жидкого меча», которая не оставила в живых ни одного врага.