Если бы в начале 2023 года мне кто-нибудь сказал, что Lil Yachty сделает рок альбом, я бы, как минимум, переспросил не перепутал ли этот человек автора и жанр. Если бы мне сказали, что это будет ещё и психоделический рок, а не, условный, попкорновый поп-панк, вдохновлённый Трэвисом Баркером и экспериментами Лил Уэйна из 2010-х, я бы даже не стал вдаваться в подробности того, что он чёрт побери такое несёт.
Но вот, прошёл уже практически год с того момента, как “Let’s Start Here.” увидел свет. Этот проект, аки гравитационная волна, после взрыва сверхновой, затронул внимание каждого меломана, во всех уголках вселенной. Пожалуй, я назову его самым громким музыкальным полотном в уходящем году, уступающего, по масштабу, лишь крайней работе Трэвиса Скотта и, возможно, “SOS” от SZA. В нашем новом материале, посвящённому этому экспериментальному альбому-прорыву, мы попытаемся разобраться с тем, почему же “Let’s Start Here.” не оказался флопом, какие артисты старого и нового поколения вдохновили Яти на создание этой пластинки и почему она так похожа на работы художников эры постмодернизма или позднего кубизма: ведь то, что на первый взгляд выглядит, как артхаусные «каляки-маляки», на самом деле, призвано побудить нас взглянуть на предмет исследования под другим углом.
Так, давайте же начнём здесь.
“Let’s Start Here.” – альбом, написанный в жанре психоделического рока, по всем лекалам психоделического рока и с саунд дизайном, ассоциируемым, пожалуй, только с психоделическим роком. Лично мне, как давнему фанату рок музыки и различных её поджанров, стало очевидно, что я слушаю что-то не типичное для артистов посева и поля деятельности Яти уже на первых десяти секундах трека “the BLACK seminole.”, открывающего альбом.
Гипнотические синты, волновым, эхообразным дурамном засасывают моё воображение, позволяя ему рисовать свои собственные, энигматические образы. Эта песня идеально начинает пластинку, в первую очередь, потому, что она является репрезентативной обёрткой того, какое блюдо ждёт слушателя дальше, не вводя никого в ложное очарование или преждевременное искушение.
Обилие живых инструментов, таких как: электрогитары и барабаны с олдскульной, приглушённой прямой бочкой, призванной создать эстетику ранних 80-х, встречается с космическими синтезаторами, создавая характерное звучание, присущие лучшим работам от Pink Floyd или Tame Impala. Конечно, стоит сказать, что все эти звуковые узоры созданы Яти не в одиночку. Над созданием “Let’s Start Here.” трудились такие музыканты как: Ant Clemons, широко известный по поздним работам Йе; мультиинструменталист Mac DeMarco, ответственный за ударные и бас на альбоме; Ben Goldwasser из группы MGMT, привнёсший тех самых психоделических клавишных, а также Nami, спродюсировавший работы Трэвиса Скотта, Джастина Бибера, JID, Брайсона Тайлера и многих других. Перечень людей, принимавших участие в создании “Let’s Start Here.” не ограничивается приведённым списком. Порядка тридцати артистов, музыкантов и визионеров разного калибра помогали Яти создавать свой, на данный момент, лучший проект. Именно поэтому вокал Яти на большинстве песен, прошёл значительный уровень обработки и мастеринга. В противном случае, это всё бы звучало очень криво и сыро.
Чистый вокал на “Let’s Start Here.”, к примеру, принадлежит не Яти. Diana Gordon, которая до этого отмечалась работами с Beyoncé и Blood Orange прекрасно выполнила возложенную на неё функцию «клея» между инструменталом и лирикой репера на “the BLACK simenole”, “drive ME crazy!” и “IVE OFFICIALLY LOST ViSiON!!!!”.
Как мне представляется, сам Lil Yachty взял на себя роль продюсера/со-автора и главного креативного двигателя на “Let’s Start Here.”, сумев привести такой микс из идей и разношёрстных артистов в весьма осязаемую субстанцию, которая, на выходе, звучит больше как высказывание, творческое заявление, завязанное на теме относительности всего, что делает человек.
Отчасти подтверждает мою мысль сам Яти в песне, или, наверное, правильнее будет сказать интерлюдии “:(failure(:”, на которой артист разразился внушительным споукен вордом, рассуждая на счёт таких полярных вещей как «успех» и «провал», приходя к выводу, что их можно рассматривать как единое целое и преподносить лишь то, что выгоднее всего для определённого контекста.
В конце композиции я слышу такие слова:
Провал? Мне потребовалось время, чтобы понять, что такое провал. «Провал» не обозначает «поражение», а больше «попробуй ещё раз, попробуй даже лучше, чем до этого». Пересмотри свои шаги и перепиши своё будущее. Провал, для меня, не всегда что-то негативное, а больше как повод посмотреть на какие-то вещи по-другому. На самом деле ты не знаешь, на сколько ты близок к успеху.
Всё то же самое можно сказать и про “Let’s Start Here.”. С одной стороны, этот проект выглядит как претенциозная попытка рэп артиста прыгнуть выше головы и попробовать себя в абсолютно не ассоциируемом с ним жанре. С другой – это выход из зоны комфорта и расширение границ собственных возможностей.
В любом случае я хочу похвалить Lil Yachty за эту попытку. Очень смелым и рискованным решением было сделать такой альбом. Не сказал бы, что он со всех сторон положительный. К примеру, в тех моментах, где вокал Яти выходит на передний план, как в песне “sAy sOMETHINg”, его очевидное неумение петь бросается в глаза больше всего.
Не сильно помогает психоделическая обработка, которая стремиться скрыть недостатки способностей рэпера. Она лишь привносит немного несуразное звучание, вместо потенциально чистого исполнения другим артистом. В таких моментах мне вспоминается 6LACK и то, как его голос работает в песнях. Не обладая выдающимися вокальными данными, он очень часто смешивает речитатив и пение, тем самым приходя к какому-то усреднённому исполнению.
В итоге “Let’s Start Here.” получился больше про ощущения. То, что так любят закладывать художники в своих картинах, работающие в жанре постимпрессионизма и постмодернизма. Не нужно пытаться понять, разложить на атомы и объяснить всё, что вы видите/слышите. Главная идея – передача чувств и эмоций от потребляемого произведения. Вот почему я не стал использовать слово «система», когда говорил о высказывании артиста на альбоме, а заменил его на более демократическую «субстанцию». Субстанция оставляет место для загадки, вопроса. Система же – нет. Как раз-таки, антиподом системе и выступил “Let’s Start Here.”. И в такой интерпретации альбом работает весьма неплохо.