I had to lose to understand.
В эпоху фаст-фуд музыки, когда потребить нужно, чтобы наесться, а не для эстетического наслаждения, Майкл Киванука пишет жемчужину, которую The Guardian с ходу нарекает «одним из величайших альбомов десятилетия». И я понимаю, почему альбом, который прошёл максимально не заметно в широких массах, так хвалят. Пять звёзд из пяти от NME, 7.5/10 от Pitchfork и номинация на Грэмми в 2020 году в категории лучший рок альбом. Очень смело для альбома, дебютировавшего на 142 позиции в Billboard 200 и заработавшего золотую сертификацию лишь в Великобритании. Просто вдумайтесь, самый популярный англоязычный портал с отзывами о музыке Metacritic, дал альбому 89/100 и поставил выше таких пластинок как “Nevermind” от Nirvana или “CALL ME IF YOU GET LOST” от Tyler, The Creator. Давайте же посмотрим, стоит ли “KIWANUKA” выданных ему оваций.
“KIWANUKA” – это третий полноформатный альбом в дискографии британского музыканта Майкла Кивануки, вышедший в 2019 году, который написан в жанре психоделического рока с элементами фолка, джаза, инди соула и госпела. Как вы, наверное, уже поняли, отнести “KIWANUKA” к какому-то определённому музыкальному направлению весьма проблематично, однако с точки зрения инструментов, участвующих в записи, преобладают гитары, клавиши барабаны и бас. Вы не встретитесь здесь чем-то сложным и трудно перевариваемым как, например, на ранних альбомах Pink Floyd, но и рассчитывать на баблгам-баллады от любви тоже не стоит.
Что мне с ходу понравилось в “KIWANUKA”, так это то, что пластинка находит близкий к идеальному баланс между доступностью для рядового потребителя и узконаправленной «жанровостью». Со своей личной перспективы я бы разделил альбом на три части, каждая из которых обрамлена своим звучанием, но объединена общим настроением и посылом, что в купе и делает альбом привлекательным как для критиков, так и для обычных слушателей.
Трудности чёрного человека, отношения с богом, внимание к мировым проблемам – так бы я охарактеризовал тот клей, что держит вместе все 14 композиций. Открывает пластинку энергичный и бодрый, как и всё начало альбома, трек “You Ain’t The Problem”, в котором артист сразу задаёт тон на ближайший час.
На протяжении всей композиции Майкл обращается и к богу, и к свои людям одновременно и говорит им, что не в них проблема. Не в них проблема всех наших бед и несчастий.
«Как он мог всё это сделать» – вопрос на который Майк пытается дать свой ответ, поэтому на второй половине мы слышим:
Я жил во лжи. Любовь – это преступление, я верю лишь в тебя! Не нужно строить из себя что-то, не нужно умирать, я просто человек… …Я навожу пистолет, они стреляют ради удовольствия. Ты – проблема! Я пытаюсь помочь себе. Ты – единственный, кто разговаривает. Ты неправильно меня понял. Я поймал тебя. Я тебя слышу.
Отдельно хочу выделить ударные на “KIWANUKA”. За них преимущественно отвечал Inflo, который продюсировал треки Cleo Sol, Little Simz на великолепном “Sometimes I might be Introvert” и Adele на “30”. Музыкально, первая часть альбома явно вдохновлена Джимми Хендриксом. То как выстроен билд-ап песен, как работает гитарная прогрессия и в целом звучание отсылает меня к работам праймового Джимми. Рок-н-рольный ритм с дисторшн гитарами гармонично вписывается в серьёзность тем, присутствующих в лирике. Всё прописано немножко по-детски. При чём я не хочу сказать, что это по-детски просто, нет! Скорее я так чувствую вайб и настроение, передаваемое в начале альбома. Если “Rolling” продолжает этот муд, то “I’ve Been Dazed” немного сбавляет темп пластинки и звучит мягче, плавно погружая нас в состояние второй части альбома.
Интро к “Piano Joint” – как отражение всей второй части “KIWANUKA”.
Не спешно, плавно и нежно звучит альбом вплоть до “Hero”, являющимся последним Рубиконом на пластинке. Главная тема второй части – любовь. И несмотря на то, что аутро на “Another Human Being” направленно на тему расовой проблемы в современном мире, я не могу согласиться, что композиция выбивается из общего течения этой части альбома.
Пианино вместе с арфой буквально топят меня в около-джазовой нежности Джона Колтрейна на этой интерлюдии. “Living In Denial” хоть и звучит более живо, чем предыдущие три песни, но тема любви всё равно проходит красной нитью через данный трек.
"Влюбиться и разлюбить. Ты когда-нибудь давал достаточно любви?” – красноречиво спрашивает меня Майкл в конце композиции. И я бы даже не сказал, что тут речь идёт о любви к партнёру. Майк хочет, чтобы слушатель обратил этот вопрос ко всему, что видит вокруг себя и не жил в отрицании, как он. Последствия этого отрицания я вижу на третьей части “KIWANUKA”.
Но перед заключительной частью альбома мы стоит “Hero”.
Великолепная баллада о борьбе и самоидентификации чёрного человека в этом мире, которая резонирует с любым, кто её услышит. Меня буквально потрясают строчки, которые мы слышим на интро к песне:
Я не изменю своего имени. Не важно, как они называют меня.
При первом прослушивании, на этом моменте пластинка была поставлена на паузу. Каждый что-то найдёт для себя в этих словах. Самые важные идеи высказываются на “KIWANUKA” максимально в лоб. И я не знаю почему меня это не раздражает. Это даже не кажется примитивным! Абсолютно наоборот, ведь 90% лирики на альбоме написано весьма витиеватым и замудрённым языком, но, когда дело доходит до сути Майкл просто говорит – мне плевать каким видят меня остальные, я тот, кто я есть. Буквально слова Мохаммеда Али приямком из 1964. Потрясающая игра с уровнем погружения слушателя в суть проблем. И в конце песни – ещё один референс к великому Джимми Хендриксу, в виде импровизационного, «грязного» гитарного соло, которое в привычной поп-гармонии не ложиться на песню от слова совершенно, но, если к этому моменту ты уже прочувствовал звучание “KIWANUKA”, это соло выглядит как вишенка на торте.
Третья и последняя часть альбома направленна на высказывание на тему глобальных мировых проблем и исследования собственной психологии. За это главным образом отвечают, соответственно, “Final Days” и “Solid Ground”.
Песни хоть и отличаются по тематике, но с другой стороны отлично дополняют друг друга, если рассмотреть их через призму маленького, сломанного человека в мире, полном человеческой жестокости, безумия, боли и смерти. Это то, к чему и пришёл автор, утонув в отрицании себя. На них Майкл звучит словно Стинг (уж простите за такое смелое сравнение), исследуя свою внутреннюю природу. Третья часть “KIWANUKA”, безусловно, о самом Киванука.
Закрывает альбом композиция “Light”, которая буквально даёт свет слушателю, отвечая на вопрос:
Что же в таком случае делать?
И Майк даёт весьма конкретный совет:
Мы невероятно далеки друг от друга, и прекрасно это понимаем… …И несмотря на то, что мы невероятно далеки друг от друга – оставь и будь свободным.
Лучшего и не придумать, чтобы завершить такой альбом. “Мне нужно было потерять, чтобы понять.” – слышим мы в конце. И это то, о чём “KIWANUKA” в общем и целом – о принятии, через потери. О взрослении и понимании.
В итоге, на выходе мы получаем очень качественный альбом от взрослого мужчины, которому действительно есть, что сказать и который понимает КАК он это хочет сделать. Отвечая на вопрос, поставленный мной в самом начале – оправдывает ли “KIWANUKA” всех тех хвалебных рецензий, которые он получил вскоре после выхода, я отвечу – да! Прослушивая альбом раз за разом я, правда, не могу найти в нём очевидно слабых сторон. Это действительно один из лучших альбомов декады, как минимум, в своём жанре. И очень жаль, что такие произведения искусства остаются незамеченными.