Здравствуйте хоумисы. Прошло чуть больше года с момента предыдущего релиза Nas "The Lost Tapes 2", на который я делал обзор. Тот релиз в целом мне зашёл, но у меня была единственная претензия: многие аранжировки в контексте 2019 года, звучали очень странно и откровенно плохо. Очень много надоедливых loop’ов, что их невозможно слушать больше 30 секунд. Конечно, Nas вывозит на респекте, но к этому альбому я подошёл с большим опасением.
И знаете, оказалось зря. Исполнительным продюсером тринадцатого тейпа Nas'a выступил Hit-Boy ("Backseat Freestyle" от Кендрика, "SICKO MODE" от Travi$'a Scott'a, "Niggas in Paris" от Jay-Z & Kanye West), с которым Nas работает очень давно, но почти все треки были утеряны вместе с жёстким диском еще в 2012 году (там же были не изданные песни Frank'a Ocean'a). Получается, мы наконец-то увидели плоды их сотрудничества в должном виде и сразу скажу, этого стоило ждать 8 лет, звучание реально преобразилось, относительно предыдущего альбома.
Окей, название "King's Disease" в переводе звучит как "Болезнь королей". По-научному - это подагра (болезнь, часто связанная с перееданием и алкоголизмом, что как вы поняли, было присуще зажиточным людям). Забавно, что по традиции, как промо сингл Nas выпустил самый неинтересный на мой взгляд трек "Ultra Black". Мне кажется трек слишком популистский, и Nas использует возможность высказаться в подобном ключе, пока это востребовано и на слуху (по этой же причине он упомянул Doja Cat в противопоставлении Michael Blackson, которую хейтили за её высказывания, что в последствии обрело общественный резонанс). Тем не менее, будучи грамотным типом, в конце трека он говорит "No matter your race, to me, we all are black", типа мы все родом из Африки, и всё good.
Первый и одноимённый с альбомом трек "King's Disease" слишком скучноватый для начала, но до тех пор, пока не начинаешь углубляться в детали. Кроме упоминания смерти George'a Floyd'a, Nas раза 3 кидает панчи в сторону Jay-Z, тем самым возрождая их давний beef (So, can I breathe? Can I walk? Can I speak? Can I talk?), хотя без Genius'a или знания диско- и биографии обоих, мало кто поймёт о чем речь, ведь у Nasir'а всё как обычно через чур замысловато. Но по большому счёту, всё что вы услышите в этом альбоме - это ностальгия Нас'a по старым денькам. Он конечно затрагивает актуальные темы, но прям мельком, словно ими он разбавляет огромную кипу своих воспоминаний. "Blue Benz" и "Car #85" тому подтверждение, что не мешает первому треку одновременно стать локальным бэнгером этого альбома (а звучит он очень сочно!), а второму быть ламповым рассказом бати о его жизни, когда он был молод (вокал Charlie Wilson еще больше подчёркивает аутентичность этих воспоминаний).
"27 Summers" - второй по счёту бэнгер в этом альбоме. Смысл песни достаточно прост: с момента выхода "Illmatic" прошло 27 лет и Nas размышляет о своём успехе и богатстве, который он обрёл за всю свою музыкальную карьеру, не забывая перечислять многие достижения. "Replace Me" удивил меня еще в самом треклисте, когда я увидел на фите Don Toliver'a & Big Sean'a. Эта песня о любви, где Don Toliver в припеве поёт о девушке, которая будет скучать по нему, когда его не будет, а Nas & Big Sean поднимают более грустную тему о партнёре, который не ценит всего, что они делают в отношениях. "Til the War Is Won" - является отрывком из саундтрека к фильму "If Beale Street Could Talk", в котором Nas & Lil Durk рассуждают, насколько сильными могут быть чёрные матери и женщины в целом. Nas не часто показывает свои уязвимости и говорит о личных темах, но в этой песне он озвучил достаточно громкое заявление: "Mom's gone, pop's here, wish God reversed the roles" (damn). Редактор Pitchfork, Pete Tosiello, высказал предположение, что за всеми этими хвалебными речами матерям-одиночкам и тд, стоит цель "защиты" от обвинений в домашнем насилии в сторону Nas'a от его бывшей жены, что были в 2018 году, но как оно на самом деле - остаётся гадать.
В "All Bad" Nas & Anderson .Paak говорят о потери любви к отлично подходящей для Nas'a женщины. Есть предположения, что речь идёт о Nicki Minaj, с которой у Наса был недолгий роман (она открыла некоторые подробности на интервью у Sway, хотя сам Nas высказался на эту тему впервые). Вы знаете, как я люблю творчество .Paak'a, и думаю многих не удивит, что в этой песне мне больше понравился именно его припев. "The Defenition" раскрывает определение чернокожих с точки зрения правительства США и СМИ. Кратенькая песня на больную тему, которая очевидно близка не к нашим реалиям, но звучит неплохо. И да, в конце песни есть интерлюдия, раскрывающая смысл названия альбома. Речь идёт о подагре, "болезни королей" и простом рецепте, который поможет продлить вашу жизнь (звучит максимально по-дедовски, хаха).
Трек "Full Circle" интересен скорее тем, что в нём (хотя бы временно) воссоединилась группа The Firm, в которой состояли Nas, Foxy Brown, AZ и Cormeaga, которого впоследствии заменил Nature. Эта группа в 1997 году выпустила свой единственный альбом на Aftermath, лейбле Dr. Dre. И этот альбом дебютировал на 1 строчке Billboard 200 и обрёл золотой статус. По мнению Nas, группа распалась из-за неправильной политики менеджера. Anyway, так как Dre являлся главным продюсером The Firm, у него даже есть не кредитованный куплет в конце песни, и возможно название "полный круг" как раз таки и означает их воссоединение в плане сотрудничества, типа жизнь идёт по кругу и всё в этом стиле.
"10 Points" тоже интересный трек. Он вдохновлён Lebron'ом James'ом, которого заслуженно называют королём. + Nas раскрывает тему того, что многие считают что успешные темнокожие знаменитости забывают свои корни и недостаточно делают для чернокожего сообщества, и пытается опровергнуть эти заявление. По странному стечению обстоятельств, в день выхода этого трека, 21 августа 2020, LA Lakers играли с Portland Trail Blazers и в этот день, Lebron набрал именно 10 очков. "Cure" официально является последней песней этого альбома (в ней Nas рассказывает о своей карьере) и тематически, оказывается лекарством от заглавной болезни. Мне жутко не понравилась помпезная первая часть, а вот вторая, которая с более грустным и ламповым мотивом, зашла ещё как. Ну а не официально, последим в трек-листе идёт бонус-трек "Spicy" с A$ap Ferg'ом и Fivio Foreign на фите. Скорее всего - большинству из всего альбома понравится именно эта песня, так как она на грани олда и нью-скула, + у нее заразный и качёвый бит. Единственное, "молодёжь" в этом треке явно не старалась. Fivio вообще похож на French Montana без фирменных эддлибов, а Ferg - лениво положил свой куплет на бит, и это разочаровывает.
В итоге этот обзор стал для меня одним из сложнейших за последнее время. Слишком много информации вокруг каких-то 13 треков, но на самом деле - это и есть уровень. Зачем тебе 25 треков, если из них примерно половина будет нормальная. Думаю Nas руководствовался той же логикой. Как и писал вначале, Hit-Boy преобразил звучание альбома и это пошло на пользу. Я не являюсь поклонником Nas'a, но дедов жанра уважаю, поэтому не вижу смысла из-за двух-трёх не совсем удачных (на мой вкус) треков руинить этот альбом. Да, по сути ничего нового Nas нам не предложил, с другой стороны - этот тот рэппер, который был хорош в своё время и на своём месте, и прекрасен тот факт, что до сих пор, в 2020 он продолжает своё дело, также мастерски и скиллово, как раньше. И пускай лучше он вспоминает всю свою молодость на протяжении всей карьеры и выпускает об этом песни, нежели уйдёт в эксперименты и потеряет в них самого себя. Кто-то считает, что это шаг назад, а кому-то наоборот кажется, что это бальзам на рану современного хип-хопа. Anyway, я бы точно не сделал этот альбом - альбомом года, но на раз-два (а может и три) - очень даже хорошо.