Знаете, крайне сложно что-то писать про электронику, когда ничерта в ней не понимаешь. Единственное, что ты реально можешь понять в этой музыке - это свои ощущения, нравится тебе вайб или нет. В электронной музыке зачастую попросту нет слов, а если и есть - то крайне мало. Слова - чаще всего лишь дополняют общий концепт, становятся еще одним, но никак не главным способом передачи эмоций. Создаётся впечатление, что такая музыка намного ближе к классической, чем какой-либо жанр. Всё что там было - это величественная задумка автора и просто грандиозное исполнение, благодаря существующим на тот момент инструментам.
Электронная музыка отличается от хип-хопа не только звучанием, но своей сутью, начиная от продакшена и заканчивая закулисными движухами в индустрии. Например, любой большой и именитый лейбл типа SONY, ATLANTIC, Warner, может добавлять в свой каталог абсолютно разношёрстных артистов, будь то бум бэп, трэп, рнб, рэп, рок, поп, инстурментальный хип-хоп и тд. И весь успех лейбла будет зависеть от востребованности артистов и количества проданных копий песни\альбома или епишки.
Но электронной музыкой чаще всего руководят независимые лейблы. У них тоже можно найти разные жанры, но преимущественно такие лейблы собирают под своим началом артистов примерно одного звучания или направления. Уже давно моим фаворитом является Anjunadeep. Они специализируются на мелодичном хаусе, электронике, эмбиент и техно жанрах, но всё это звучит достаточно цельно. То есть, каждый раз видя новый релиз неважно какого артиста с этого лейбла, ты примерно понимаешь, что там может быть. Ожидание в 9 из 10 случаев совпадают с реальностью.
Последнее время я начал присматриваться к Ninja Tune. Наверняка вы видели их логотип на обложках разных артистов. Считается, что они собирают под своей эгидой артистов с электроникой около-джазового звучания, но их каталог более разнообразен: Bonobo, The Cinematic Orchestra, Diplo, DJ Shadow, Emika и тд.
Сегодня, я хочу рассказать вам про еще одних подписантов Ninja Tune - Bicep. Группу, которая покорила меня одним треком и расцвела с выходом своего крайнего альбома ISLES.
BICEP - североирландский дуэт, два друга детства - Matt McBriar и Andy Ferguson. Они оба любили танцевальную классику и во время учёбы в университете создали свой блог Feel My Bicep, где собирали интересные миксы и записи хауса, фанка и итало-диско. На данный момент они все ещё ведут этот блог, а также у них есть 106-часовой плейлист в Spotify и подкаст в Apple Music, где они включают разные треки и дают свои комментарии. Огромная наслушанность и внимание к блогу открыли парням дорогу в диджеи. Сначала они играли порознь, но потом воссоединились в Лондоне и с тех пор играют вместе. Они основали свой лейбл. В 2015 они выпустили «Just EP», чей заглавный трек стал бесспорным клубным звуком 2015 года, получив награду Mixmag и DJ Mag «Трек года».
В 2017 году они подписали контракт с Ninja Tune и выпустили альбом Bicep, который вошел в топ-20 британских чартов. Не буду распыляться и расскажу про трек, который меня зацепил.
Это "Glue". Невероятно крутой и глубокий, меланхоличный трек, который заслуженно апнул артистов в высший эшелон.
На первый взгляд, в нём нет ничего прям особенного или нового. Он грустный, это обоснованно мотивом и мелодией, идущей сквозь трек. И если сначала он проникает в твоё сознание и пытается слиться с ним воедино, то в середине трека начинается магия. Трек раскрывается после ямы и бьёт прям в цель фразой "When I'm Alone". Наступает тот момент, когда ты отдаёшься чувствам. Вот в чём фишка!
Во многих рецензиях авторы критиковали Bicep за смену своего стиля по сравнению с ранними работами. Я не согласен с этим. Если в лоб сравнивать их дебютный альбом Bicep и Isles, рост в качестве и глубине проработки композиций в новом альбоме очевиден! Кажется, что то, на что им не хватило опыта в дебютнике возведено в абсолют в свежем альбоме. Серьезно! Если в прошлом альбоме группа выдала 1 стопроцентный хит, то в новом таких треков штук 5!
А какая огромная работа была проведена с семплами! Парни вдохновлялись индийской музыкой, влияние которой ощущалось почти везде в восточном Лондоне. Они стали поклонниками саундтреков к болливудским фильмам и нашли песню asha bhosle, bhupinder singh - "jab andhera hota hai".
Им понравилась навязчивая меланхолия, эпичность оригинала, и бесподобное сопрано. Bicep усилили все эти составляющие и получился "SUNDIAL".
Как то раз ребята записывали эмбиентные парты, как часть дневного джем-сейшна и использовали трек beat heart — "malawi originals".
Вокал и полиритмия во фразе "gebede-gebede ulendo wasabwera" показались привлекательными, но сначала не были основой частью трека. Bicep часто ищут параллели с кельтской мифологией. Им приглянулись песнопения Болгарского национального хора, поэтому второй семпл они взяли из трека "svatba".
Так, по кусочкам родилась главная тема "APRICOTS".
Парни те еще диггеры. Когда они искали итало и диско для своего блога, они наткнулись на Ofra Haza, чья акапелла служит основой трека "ATLAS".
"Мы нашли ее альбом 1986 года "broken days"... Ее голос мгновенно привлек наше внимание, и мы начали узнавать о ней как можно больше, слушая ее бэк-каталог. ... мы наткнулись на акапеллу "песню о любви" на ее альбоме shaday и были поражены её катарситической энергией! Мы загрузили разные части в наш сэмплер и использовали его в качестве отправной точки для АТЛАСА"
Трек стал отправной точкой и задал тон всему альбому. Он был записан под впечатлениями от живого выступления, оптимизма и эйфории в зале, в котором они выступали во время тура.
Я даже представить не могу, сколько они перерыли idm, footwork'a, и R&B музыки 90х, чтобы получился трек "SAKU" с вокалом от clara la san. Изначально трек был в районе 150 ударов в минуту, но как только темп снизили до 130, вся атмосфера изменилась. clara la san добавила R&B, парни накинули синтезаторов для контраста и несколько противоположных тёмных\светлых элементов и мы получили бесподобный бэнгер для сета. А ещё, семпл "Gebede-Gebede Ulendo Wasabwera" сначала хотели использовать здесь и только потом уже родился "ABRICOTS".
Трек "X" звучит более жестко и футуристично. В отличии от этого трека, большинство треков альбома начинается с фортепиано. Вокал от clara la san смягчает грубые металические шипения и писк синтезатора Psycox SY-1M, что усиливает восприятие, но всё также позволяет улететь в космос.
Неистовая синтезаторная мелодия - это импровизация на синтезаторе Andromeda A6, который ребята так и не смогли повторить. Как говорит Matthew McBriar:
"Это был просто один из тех моментов, когда ты нажимаешь «запись» и все получается правильно"
Примерно также родился "FIR". Bicep просто джемили в студии, пробовали новые фишки и экспериментировали с хоровым вокс-синтезатором. Вуаля! Чисто на вайбе получился этот трек. Парни говорят, что это самый быстрый трек из всех, которые они когда либо делали. При этом, он звучит очень качественно, плотно и не менее футуристично, чем "X".
"LIDO" выделяется на фоне всего альбома своей около-эмбиент составляющей. Трек более спокойный, размеренный, словно даёт нам передохнуть от предыдущих джоинтов.
Bicep говорят, что трек родился в ходе экспериментов с гранулярным синтезом (вот ссылка, если не знаете что это). Парни использовали одну фортепианную ноту из каталога сэмплов 1970-х годов и загрузили её в один из их гранулированных семплеров. А при записи вживую начали появляться глюки и скачки синтезатора, что придало треку особый характер и структуру. В комментарии на Apple Music, Andrew Ferguson добавил:
"В этом треке много слоев, несмотря на то, что он звучит так просто. И смешать это было большой работой, пытаясь найти баланс между успокаивающим и тонким хаосом"
"CAZENOVE" - это отдельный вид эйфории. Лично у меня, мягкие синты вызвали ностальгию по Playman'у, уж очень похожий вайб использовался в саундтреке к этой игре на старых трубках.
Можно сказать, это ощущение и продало мне весь альбом. Но сами артисты не менее интересно рассказывают про этот трек. Он родился из-за интереса к старым контроллерам 90х, которыми пользовались Timbaland & J Dilla. Andrew Ferguson четко описал это:
"Это старое оборудование не дает мгновенно четких звуков или идеального ритма, но в этом и заключается красота. Это нечетко и неточно. Мы экспериментировали с множеством лоу-файных семплеров и биткрашеров 90-х, и идея заключалась в том, чтобы создать ритм, пропуская наш MPC через патч обратной реверберации на Lexicon PCM96. Оттуда мы просто добавляли слой за слоем. Мы хотели что-то быстрое и игривое, но с гораздо меньшим акцентом на танцполе"
"REVER" - собран из демок, что парни записывали еще на Бали в 2016 году во время тура. Вокальная партия JULIA KENT предназначалась для другого демо, но Bicep ее отредактировали и перестроили, что она звучит практически, как мелодия. Это средний трек, но он не руинит весь альбом, скорее выступает своеобразной интерлюдией к "SUNDIAL" и вокалом словно отсылает нас "APRICOTS".
"HAWK" - завершающий трек альбома. Мне он показался не самым интересным по звучанию, и единственным треком, сбавившим атмосферу альбома. Хотя концовка трека мне очень нравится. Однако, у него интересная история. Оказывается, вся мелодия - это голоса участников группы, преобразованные в гранулярном сэмплере. Эта идея родилась во время экспериментов с репитчингом. А все эти сверхъестественные синтезаторные шумы - продукт японского синтезатора Kawai SX-240. По аналогии с REVER, вокал от MACHINA предназначался совсем для другого трека, и просто хорошо лёг на этот.
Чёрт дёрнул парней сказать, что ISLES - это альбом для домашнего прослушивания, а его лайв версия будет намного жестче. Многие обзорщики уцепились за это как гиенты при виде мяса, из-за чего у альбома столь спорные рецензии. Типа они потеряли свои "мускулы", ту жескость и флекс, которые так приглянулись слушателям в 2017 году. В ISLES нет фестивальной музыки, так они говорят. Слишком мало ярости и страсти. Но что в этом плохого?
В этом альбоме вы можете услышать отголоски драм-энд-бэйса, прогрессив хауса, техно, британского гэрэджа и эмбиента. Задумчивые меланхоличные песни вперемешку с жесткими и драйвовыми мотивами. И всё это будет звучать порой просто, но лаконично. Из 150 демок Bicep терпеливо создавали 10 ошеломительных треков, чтобы мы могли почувствовать рейв-экстаз через свои наушники, пусть даже не такой жесткий, как многие хотели. Это более взрослый и захватывающий релиз, нежели одноимённый дебютник. ISLES - меланхоличная, холодная и многоуровневая работа, дающая волю эмоциям и уносящая нас в другое измерение. Пускай не идеальная, но значимая пластинка в 2021 году, после которой у многих останется приятная эйфория.