Дрейк безусловно является на сегодняшний день артистом первого эшелона. Он начал становиться им еще со времен своего дебютника «Thank Me Later» 2010 года, что удивительно, мало кто может похвастаться такими достижениями. И за 12 лет Дрейк проник абсолютно во все: его альбомы продаются огромными тиражами, он продюсирует кино и сериалы, занимается своим лейблом и бизнесом. Его имя стало чем-то нарицательным, обозначающим «любовь фанатов», «славу», «успех». Он не нуждается в каком-либо перечислении регалий, достаточно сказать «Дрейк» и всем все сразу будет понятно. О феномене его популярности я размышлял в обзоре на его прошлый альбом «Certified Lover Boy». Но теперь пришло время другого релиза, ведь год назад, 17 июня 2022 года Дрейк выпустил седьмой студийный альбом – «Honestly, Nevermind».
Лонгплей упал на фанатов как снег на голову, никто не думал о том, что промежуток между альбомами Дрейка будет меньше года. Он анонсировал его всего лишь за 6 часов до официального релиза. Дрейк может себе это позволить. Этот факт очень емко говорит о его культовости в современной индустрии и о том, что он, безусловно, вписал свое имя в историю. Он добился того, что спокойно может поступать как Эминем, который без какого-либо промо и анонсов дропнул свои альбомы «Kamikaze» и «Music To Be Murdered By». Дрейку не стоит беспокоиться об этом, ведь он Дрейк, его альбом по-любому будут слушать миллионы людей по всему миру и восхищаться его талантом. Но вспомним то, что прошлый альбом – «Certified Lover Boy» – немного напряг аудиторию, ведь фаны начали беспокоиться о том, что Дрейк застрял в этой пучине самоповторов, а остальные релизы будут абсолютно ничем не отличаться от «CLB», но все равно по инерции покупаться и заслушиваться до дыр. Но что же скрывается под необычным названием «Honestly, Nevermind»?
А скрывается здесь то, что Дрейк, наконец-то, решил поэкспериментировать со своим звучанием. Он будто отходит от своей привычной схемы «хиты для радио + грустное R&B + много гостей, кочующих с альбома на альбом». Он попробовал сделать что-то новое. Альбом выполнен в электронном звучании, в духе дип-хауса и афровэйва, которое отлично подойдет для летней ночной вечеринки на открытом воздухе. На альбоме всего-навсего один фит. Даже само название «если честно, неважно» будто говорит нам:
«А знаете, без разницы. Я сделаю то, что сам хочу попробовать, а вам все равно это понравится, и вы будете это слушать»
А зная любовь Дрейка к африканским мотивам и любовным самокопаниям, альбом не должен разочаровать. Тем более, исполнительным продюсером пластинки выступил небезызвестный южноафриканский диджей Black Coffee. Давайте посмотрим, что скрывается внутри пластинки.
Альбом начинается с приятного небольшого саксофонного интро, которое переходит в трек «Falling Back».
И нас сразу же окунает в эту непринужденную атмосферу лета благодаря этим хаус-ритмам и прямой бочке. Хочется просто закрыть глаза, прочувствовать ударные и просто двигаться в танце, забыв про все свои проблемы. На большинстве треков, в том числе и на «Falling Back», за музыку ответственен малоизвестный продюсер &ME, который, наверняка, после сотрудничества с Дрейком получит большую популярность.
«Falling Back» имеет и экранизацию. В клипе Дрейк женится сразу на нескольких девушках. Это похоже на заглавную идею CLB, но здесь она более привлекательна, чем нелепая обложка предпоследнего релиза. На этом треке Дрейк разворачивает свою любимую тему взаимоотношений с девушкой, которую он начал еще на альбоме «Take Care», но если в 2012 году он подавал это через призму альтернативного R&B, то теперь делает это с помощью танцевальной музыки. Здесь он поет о том, что отдает всего себя отношениям, но не чувствует отдачи с другой стороны, ощущает себя неким запасным вариантом, подушкой безопасности, ведь девушке комфортно с ним только потому, что ради нее он сделает все, что угодно, а она пользуется этим.
«Как ты можешь говорить мне в лицо, что “Время лечит”? Тогда уйди и оставь меня снова одного. Как ты можешь знать, что я чувствую? Ты ничего не знаешь и ничего не чувствуешь, а время просто убивает»
И в припеве он как раз говорит то, что он запасной вариант, ведь она все равно к нему вернется, поскольку он может дать те материальные вещи, которые она хочет. Парадокс, но тема сломанных отношений в совокупности с окутывающими хаус-ритмами всегда отлично работает, и этот трек не исключение. Он обладает приятным ощущением меланхолии, безнадежности, но при этом где-то вдалеке можно разглядеть просвет, который выведет на нужный путь.
Трек «Texts Go Green» пропитан африканскими ударными, которые создают невероятный ритм, похожий на сердцебиение.
И здесь такую потрясающую музыку создал сам Black Coffee. А Дрейк в своей классической манере времен «Take Care» поет о том, что он закончил токсичные отношения, в которых он чувствовал себя подавленным, но теперь он ушел от этого и готов двигаться дальше.
«Если я рядом с тобой, то могу ли я быть собой? Посмотри в зеркало. На твоем месте, я бы себя ненавидел. Оставила все позади, чтобы быть с кем-то другим. Почему я должен терпеть это? Я уже не могу впустую тратить время, которое у меня осталось… Ты все еще думаешь обо мне… По каким-то причинам я верил тебе. Я уже даже не могу вспомнить, когда мы потеряли друг друга»
Дрейк размышляет о том, что эти отношения ему ничего не давали, а лишь губили, поскольку она была груба с ним, как он говорит перед припевом, ведь ей нравятся грубости. А Дрейк всего лишь хотел поддержки и умиротворения, чтобы продолжать работать ради своей любимой. И в припеве он говорит следующее:
«Сообщения стали зелеными. Непривычно это ощущать, правда? Я знаю, что сегодня вечером ты дома и думаешь обо мне»
Сообщения становятся зелеными, если пользователь меняет номер или блокирует собеседника. Поэтому сообщения от девушки Дрейку стали зелеными, Дрейк оборвал связь с ней и готов начать новый этап.
На треке «Currents» мы вновь слышим раскачивающий ритм, в который продюсеры Carnage и Black Coffee вставили скрип кровати.
Здесь Дрейк признается девушке в любви, говоря о том, что он сходит с ума от каждого ее движения, от нее у него поднимается температура. Он называет ее недостающей частичкой себя, которую он так долго искал. Девушка в сомнениях, но он говорит о том, что он без проблем может двигаться в ее ритме, если она этого хочет, и если от этого ей станет лучше. И, возможно, скрип кровати в ритм ударных как раз символизирует некий ритм любви между Дрейком и его девушкой, что сначала может показаться очень странным и режущим ухо, но вскоре проникаешься ими на каком-то инстинктивном уровне. Интересный звукоинженерный ход в стиле джерси-клаба.
Концепция трека «A Keeper» напоминает «Falling Back».
Потрясающие хаус-мотивы с приятным семплом пианино за авторством &ME, Wondra030 и Rampa в совокупности с классическим исполнением Дрейка о его любовных чувствах. Здесь Дрейк уже не предстает в роли жертвы отношений. Он говорит о том, что нашел новую музу, что является плохой новостью для его нынешней девушки. А его новая муза – его бывшая.
«Я купил тебе Мерседес, но это не делает тебя одержимой мной. Но это не дает дружбу и верность. Тогда зачем не держать тебя около себя?»
Он не получал от своей девушки то, что ему действительно было нужно, поэтому решил найти утешение в другой девушке. Весьма противоречивая мысль от Дрейка, который строит образ бескорыстного героя-романтика, жаждущего чистой любви.
Следующий трек «Calling My Name» делится на две части.
Первая часть – классический и привычный дрейковский R&B. Здесь он спрашивает себя – чего он по-настоящему хочет? А так же задает такой вопрос – почему ему так трудно избавиться от девушки? Но в припеве будто дает ответ:
«Ты моя вода, моя свежесть. Мне нужны твои прикосновения. Мое сердце начинает биться в другом ритме»
И затем после засемпленных слов Обрафура из трека «Oye Ohene» мы слышим минималистичный хаус-бит, который тут же пронизывает насквозь и понемногу приводит тело в движение. И тут мы слышим слова:
«Твоя киска произносит мое имя. Ну так погнали, детка, хватит играть в игры»
Возможно, это как раз та самая смена ритма сердца, которая превращает Дрейка, находящегося рядом с любимой девушкой, в любовника, который хочет ей завладеть не только в романтическом, но и в сексуальном плане. Хорошая идея, показывающая две стороны вроде бы одного и того же Дрейка.
«Sticky» немного отходит от уже привычного нам звучания альбома.
Трек напоминает фристайлы Дрейка серии AM/PM. Здесь Дрейк читает о роскошной жизни, о любви женщин к нему, о своих друзьях и об отношении к ним. Дрейк читает о том, что делает все ради своего города и ради своих близких.
«Я приношу все это на Джи-блок. Я приношу все это на Ди-блок… Там можно привести с собой только одного человека, поэтому я не посещаю Мет Галу»
Дрейк говорит о том, что у него слишком большое окружение, с которым он не может поделиться своим роскошным лайфстайлом, поэтому он игнорирует Мет Галу и не идет туда без всех своих людей. Во втором куплете он признается в любви своим друзьям, заявляя, что ни за что бы их не променял. Также он призывает освободить Янг Тага. Трек завершается словами Вирджила Абло об обложке для альбома Канье «Yeezus»:
«Мы не должны были придумывать что-то настолько чистое»
И Дрейк вставил эти слова, показывая то, что главная идея – честность, а не какая-то вылизанность, которая наоборот лишь отталкивает. Бит же этого трека будто совокупность электронной музыки и классических битов Дрейка, которые мы привыкли слышать в его исповедях на каждом альбоме, и звучит это довольно свежо, некое переосмысление классических дрейковских манифестов.
«Massive», по моему мнению, обладает самым мощным танцевальным грувом из всех треков на альбоме.
Этой дип-хаус волной буквально сносит с ног, музыка проникает сквозь кожу, и ты полностью отдаешься этим первобытным ритмам, погружаясь в танец и отбрасывая лишние мысли. Интересный бит, который развивается и усиливается на протяжении всех 5-ти с лишним минут. Но поверх этого потрясного звука – душевные переживания Дрейка. Он признается в любви девушке, с которой расстался. Он уверяет, что не сможет жить без нее, ведь теперь у него внутри пустота. Он знает, что у них есть проблемы в отношениях, но он не готов сдаваться, не готов уходить без боя, не готов ее отпускать. В припеве он поет:
«Когда будешь готова – можем оставить проблемы позади. Мы сможем найти себя, я знаю это, я не хочу уходить»
Он держит в себе надежду, что у них все наладится, и жизнь вновь заиграет красками, и на это нам как раз намекает потрясающий инструментал, который ни на секунду не отпускает и будто дает веру в то, что все будет хорошо.
Трек «Flight’s Booked» обладает каким-то гипнотическим эффектом и вводит в некий транс.
В начале мы слышим красивый сэмпл из трека группы Floetry «Getting Late».
Затем Дрейк обращается к некой Лайле и просит дать ему шанс, чтобы вновь быть с ней.
«Лайла, я знаю, что уже поздно, я изо всех сил пытаюсь отпустить это. Мне просто нужно еще немного времени, если ты сможешь это вытерпеть… Начинаются сумерки. Детка, у нас мало времени. Я не могу держать свои руки далеко от тебя. Ты говоришь, что уже слишком поздно, но, детка, не бойся»
Он вспоминает о моментах, проведенных с ней:
«Когда мы были так близки в последний раз? Когда провожали закаты в Калифорнии. Это было целую вечность назад, но сейчас это не займет вечности»
Красивый и романтичный трек, в котором Дрейк вновь показывает то, что он умеет любить и готов добиваться своей любви.
Отличным гитарным семплом пронизан трек «Overdrive», энергетики которому придает мощная басс-партия, к которой приложили рука Ной «40» Шебиб и Black Coffee.
И посыл схож с темой прошлого трека – попытки удержать свою любовь. Дрейк просит девушку не отказываться от него, а сохранить их божественную связь, ради нее он готов начать все с чистого листа.
«Все бояться быть открытыми, но перед тобой все мои карты»
Он говорит о том, что он честен с ней, хотя для человеческой натуры это непривычно, и большинство закрываются от других людей, даже близких, но не Дрейк. Но почему-то она ему не верит. И в припеве он говорит:
«Мое сердце бьется с бешеной скоростью, я не могу его затормозить. Твоя энергия зовет меня. Я надеюсь, что мы сможем сделать это»
Дрейк держит в себе надежду, что он вернет свою любовь и докажет то, что он ее достоин. И в конце нас провожает прекрасное гитарное соло, которое льется будто мед на уши.
«Down Hill» начинается как африканская ритуальная музыка, возвращающая к корням.
И эти барабаны идут лейтмотивом через весь трек. Но когда начинаются синтезаторы, то музыка становиться похожа на саундтрек из «Короля льва». Дрейк будто продолжает мысли прошлого трека.
«Детка, думаю уже слишком поздно, мы зашли слишком далеко. Я не могу вспомнить, когда в последний раз мы чувствовали себя знакомыми. Скажи мне, что ты готова. Скажи мне, что ты готова уйти»
Он не верит в то, что отношения между ними идут под откос, он хочет разобраться с этим:
«Раньше я удивлялся, как можно говорить, что это на всю жизнь. Постоянная неразбериха, близящаяся к концу. Прошлое лето мы провели по-разному. Я не могу притворяться, что это было окончательно. Мы больше не общаемся, мы ушли далеко»
Вновь Дрейк пытается вернуть утратившиеся отношения. Но здесь больше интересна сама музыка, пропитанная атмосферой Африки, с африканскими песенными мотивами. И в совокупности это создает красивый пейзаж.
Наверное, трек «Tie That Binds» самый красивый на этом альбоме.
Приятный дип-хаус-бит в совокупности с уносящей на небеса испанской гитарой и африканскими мотивами. Порой даже не хочется, чтобы этот трек заканчивался, настолько он погружает в себя и не отпускает. Дрейк же здесь восхищается девушкой и просит ее никогда его не оставлять.
«Ты медленно убиваешь меня своими глазами. Я никогда не чувствовал себя таким живым. Я не хочу видеть, если ты когда-нибудь уйдешь. Хочу познакомить тебя со своей семьей, может, возьмешь мою фамилию. Не сомневайся, я отдам тебе все свое время. Ты открываешь лучшую мою сторону. Пожалуйста, не бросай меня, ты знаешь, что я нуждаюсь в тебе»
Возможно, что девушка из прошлых треков простила его и дала ему второй шанс, а сейчас Дрейк вновь имеет возможность восхищаться ей и жить с ней новой жизнью, с чистого листа.
«Liability», в отличие от большинства треков с альбома, отходит от концепции альбома еще больше, чем «Sticky».
«Liability» выполнен в духе R&B с замедленным наркотическим битом и запитченым голосом Дрейка. Создается ощущение, будто действительно слушаешь трек под наркотическим эффектом. И в этом треке вновь возникает ощущение, что девушка вновь с Дрейком, а он продолжает свое восхищение и выражает свою радость.
«Ты залезаешь ко мне в кровать, кружишь мне голову. Я меняюсь ради тебя»
Но не все так хорошо. Об этом мы узнаем в куплетах:
«Зима пришла, ты оставила меня в мое любимое время года. А сейчас ты слишком занята, танцуя в клубе под наш с тобой трек. Твои друзья наговаривают на меня. Твоя мама – самая милая женщина. Видимо, яблоко упало далеко от яблони. Разве ты не можешь честно рассказать о своем прошлом? Ты нашла мне замену, но знаешь же, что со мной трудно конкурировать»
В итоге, Дрейк так и остался один на один со своими чувствами и со своим разбитым сердцем, не сумев вернуть свою любовь, которая делала его счастливым. Дип-хаус-сказка без хэппи-энда. А, ведь это еще не конец.
Последний трек на альбоме – «Jimmy Cooks» – единственный фит на альбоме, где мы слышим куплет от 21 Сэведжа.
И этот трек радикально не соответствует концепции релиза, как будто он должен был быть на другом альбоме. Но если включить СПГС, то можно предположить, что как раз трек как-никак подходит для завершения. На протяжении 13 композиций в духе хауса, дип-хауса, афровейва и R&B он пытался вернуть свою любовь, но у него ничего не вышло. И вот на 14 треке он демонстрирует что-то типа:
«Нахер эту любовь, я остаюсь Дрэйком, который умеет не только писать грустные треки, но и читать рэп»
И трек действительно звучит внушительно и заряжающе. Вначале засемплированы строчки мемфиского рэпера Playa Fly из трека «Just Awaken Shaken», и это звучит очень южно.
Бит – дело рук Tizzle, CuBeatz, Vinylz и Tay Keith. Интересно, что бит состоит из двух частей: одна часть для Дрейка, другая – для Сэведжа. Парт Дрейка с отличным семплом саксофона, где он читает о том, что он слишком крут для всей этой фигни, которая капает на мозг.
«Нахер ярлыки, я ночная сова, я в другом режиме. Я не переживаю из-за каких-то сучек. Сучка, не говори мне, что ты модель, если я не видел тебя в Vogue. Готовлю амбиции на кухонной плите. Кастрюля начинает пузыриться, это дерьмо готово к употреблению»
Дрейк говорит о том, что и дальше готов жить на полную катушку:
«Нужно устроить вечеринку для всех моих близких. Их нет в студии, но мы найдем решение. Покойся с миром, Драма Кинг, мы лучшие. Тебе не нравится как я разговариваю? Ну давай, побазарь мне тут»
Дрейк явно дает понять, что он теперь не тот мальчик, который долго пытался добиться расположения девушки, теперь он настоящий босс, который расправиться с любым. Но тут бит меняется, становится более мрачным и агрессивным, и на сцену вступает настоящий маньяк.
«OVO и 4L, мы выходим, когда на улице темнеет. Чувак приехал на Роллсе, но уехал на носилках. Дал брату вести машину, пока я буду стрелять, командная работа. Если бы я был Уиллом Смитом, я бы ударил этого чувака стволом. Последний тип, который вздумал играть со мной, стал привидением. Выстрелил в его задницу 20 раз, черт, да он счастливчик»
Мощный трек, где Дрейк и Сэведж показывают свое мастерство, доказывая, что являются одними из лучших в индустрии, и с ними лучше не тягаться. Наверное, этот трек даже лучше раскрыл тандем Дрейка и Сэведжа, чем трек «Knife Talk».
Вот на такой бронебойной ноте и заканчивается альбом.
Неудивительно, что альбом занял первую позицию в американском чарте Billboard 200 и долгое время оставался на этой позиции, ведь релиз от Дрейка это всегда событие. Но вопрос в следующем – удался ли ему такой эксперимент? Безусловно. Нашел ли Дрейк панацею для избавления от своего набившего оскомину образа? Покажет время, рано говорить об этом по одному непохожему на прошлые работы Дрейка альбому. Нужно отдать должное Дрейку, что он не побоялся и попробовал, что-то новое для себя; то, к чему в данный момент у него лежит душа. Ведь когда ты звезда планетарного масштаба, то перед тобой огромное пространство для экспериментов, а твоя аудитория не отвернется от тебя в один миг, а поддержит тебя.
Правда, сразу вспоминается пример с Кид Кади, когда он выпустил свой рок-альбом «Speed Bullets 2 Heaven», а его фаны ополчились на него так, что он чуть ли не завязал с музыкой и знатно потрепал свои нервы. Но тут скорее вопрос в восприятии событий самим артистом, а не в необразованности и узколобии фан-базы. Возможно, Дрейк просто оказался в нужном месте в нужное время. Когда люди устали от пандемии, от политических интриг, он дал им то, что, по его мнению, подняло бы их летнее настроение. Он будто сказал:
«Йоу, попробуйте вот это, это может вам понравиться»
И людям действительно понравилось – приятная танцевальная музыка, под которую хочется просто закрыть глаза и танцевать на летнем пляже. Но, конечно же, всегда будут те, кто не в восторге – кто-то говорил об однообразии, будто альбом пролетел с первого и до последнего трека как одна композиция; кто-то жаловался на то, что тема неразделенной и потерянной любви уже всем надоела. Но ведь это Дрейк – человек, который возвел в абсолют наследие Канье в духе «808s & Heartbreak» и развил его дальше, показав, что не нужно стесняться показывать свою искренность, честность, откровенность, не нужно стесняться плакать. Возможно, что в будущем к этому проекту будут относиться так же, как к «808s & Heartbreak», т.е. как к чему-то новаторскому.
Но все равно стоит отметить, что на альбоме ощущается некая неуверенность, будто Дрейк аккуратно нащупывает почву, проверяя – на верном ли он пути. Естественно, что Дрейк не такой экспериментатор-радикал как Канье, который может с ног на голову все перевернуть и создать что-то новое. Дрейк в этом аккуратен. Но нельзя его за это хэйтить, всегда трудно выходить из своей зоны комфорта. Но за попытку, из которой может вырасти что-то большее – безусловное уважение. Надеемся, что это не единоразовая акция, а первый шаг на пути к расширению границ своего творчества и захвата еще большего количества слушателей по всему миру.