Скажу честно, моё целостное знакомство с этим артистом началось именно с этого альбома. Поэтому я не буду тут распинаться перед вами претендуя на то, чтобы знать наизусть все треки с “Longterm Mentality” или с “Control System”. Но, конечно, “HERBERT” заставил меня познакомится с человеком по имени Хёрберт Энтони Стивенс IV, более известным как Ab-Soul, поближе. И не просто познакомится, а, по моему скромному мнению, назвать упомянутый выше проект одним из главных альбомов года.
Анти-гедонист, при всех своих зависимостях и страстях. Экзистенциалист, корни мировоззрения которого уходят глубоко к Богу. Вот как бы я попытался описать личность Хёрберта, если бы меня спросили каким я его вижу через его собственное творчество. Крайне противоречиво, скажите. Скажу, что очень реалистично. Ab-Soul – в первую очередь личность, находящаяся в постоянном движении и поиске, совмещающая в себе и дьявола и ангела, оставляющая последний, холодный свет ночи на рассвете Денницей, гаснущей при восходе Солнца.
Не хочу переполнять пролог словоблудием, а, лучше, перейду к конкретике.
“HERBERT” – пятый студийный альбом репера Ab-Soul, родившегося в пригороде Лос Анжелеса, и являющегося участником объединения Top Dawg Entertainment, во многом получившем широкую известность благодаря таким представителям как Kendrick Lamar или Schoolboy Q. Этот довольно тривиальный факт его биографии необходимо было упомянуть именно затем, чтобы у всех сложилось полное впечатление об этом рэпере, которого всё-ещё можно отнести к когорте андеграунд артистов. Ab-Soul сейчас и никогда в прошлом не был подписан на глобальный major лэйбел, отдавая предпочтение работе с TDE. Это, конечно, ограничило его в получении финансов от более масштабной дистрибьюции и рекламных контрактов, но предотвратило от скованности в плоскости самовыражения и частоты выпуска материала, ведь между “Do What Thou Wilt” и “HERBERT” прошло аж шесть лет! Никакой Кендрик такого себе и представить не может!
Исходя из названия и обложки этого альбома, вы можете сделать вывод, что это очень личная работа автора. Самая личная, поправлю я вас. Хёрберт всегда отличатся тем, что игнорировал тренды и веянья индустрии, отдавая себя более глубокому и вдумчивому материалу. То же случилось с ним на “HERBERT”, только на этот раз уже у меня была причина погрузиться в материал более детально, о чём я упомяну в абзаце ниже.
С первых же секунд альбом задаёт тон повествованию. На интро к первому треку “MESSAGE IN A BOTTLE” я слышу голосовое сообщение бабушки Хёрба, в котором говорится:
Эй, Хёрб, это бабуля. Я прочла стих (из Библии) и подумала о тебе. В нём говорится: “Ибо какая польза человеку, если приобретёт он весь мир ценой собственной души?”. Евангелие от Марка 8:36. Хёрб, я молюсь за тебя. Бабуля любит тебя.
Именно с этого послания, предостережения, решил начать свою первую на 6 лет пластинку Ab-Soul. Есть ли цена продажи души человека? Вообще, на что можно обменять её? И тут следует пояснить, что буквально в процессе записи альбома, Хёрберт совершил попытку самоубийства. Спрыгнув с автомобильной эстакады, он упал на проезжающую под ним машину, что, фактически и спасло ему жизнь. Не стану углубляться в подробности этого случая , а лишь подчеркну, что для большинства людей это голосовое сообщение от бабушки звучит как напоминание о том, что душа человека превыше всего материального. Но для Хёрба, и почему он решил вставить именно эти слова в начало, подобное наставление – коннотация, повествующая о первостепенности человеческой души и невозможности её потери, обмена даже на пути к самому желаемому в этом мире: будь это для кого-то жизнь, а для кого-то смерть.
И, можно сказать, что эта идея и стала определяющим концептом альбома. Не только благодаря самому Хёрбу, но и артистам на альбоме, высказывающие смежные с направлением пластинки мысли, при которых главным бенефициаром становится именно Ab-Soul, ибо каждое слово на “HERBERT” завязано конкретно на нём!
Сначала Joey Bada$$ начинает свой куплет на “MOONSHOOTER” образом знаменитого героя, готового отдать всё, ради достижения цели, говоря:
Слушайте, ребята, лучше палите по Луне, ведь если вы промахнётесь, то, хотя бы, вы будете среди звёзд. Примите риски, мечтайте, закройте глаза и представьте это, но, что бы вы не делали, не закончите как Икар. Подлетев лишком близко к Солнцу, вы обожжёте свои крылья.
А затем Jhene Aiko своим ангельски нежным голосом на невероятно прекрасной композиции (даже слово песня тут не совсем уместно, не то что трек) “THE WILD SIDE” раскрывает мне всю суть альбома=Хёрберта на втором куплете, который, если позволите, я процитирую полностью:
Гуляя по дикой стороне, словно по гетто я вижу трещины на лобовом и пятна на зеркалах. Хастл с самого дна, чтобы добраться вершины горы. И вот ты стоишь под лучами прожектора, но никто тебя не видит. Они видят только твою дикую сторону, ну не странно ли, а? Заставляют тебя захотеть, буквально, исчезнуть. Тусы как у рок звезды, какого это? Когда ты превратил карьеру в свой лайфстайл.
А заканчивает Ab-Soul “THE WILD SIDE” оставляющими непаханое поле для размышлений строчками, которые как масло на хлеб наслаиваются на всю его жизнь: от собственной попытки самоубийства и потери его девушки, покончившей с собой, до смерти близкого друга, не безызвестного всем нам Мак Миллера, ушедшего из жизни от передоза:
Они шепчут о моих достижениях и кричат о моём падении. Когда Бог выбирает наказать нас, тогда он и отвечает на наши молитвы…
Эти наказания он в очередной раз перечисляет и в финальном акте повествования, на песне “IT BE LAKE THAT" я слышу:
Моё солнце не сияет больше. Мои лучи не светлые больше. Мой змей не летает больше. Моя женщина не моя больше. Мои слова не рифмуются больше. Моя жизнь не живая больше. Мои высоты не высоки, они внизу. И у меня нету времени больше.
И, на самом деле, такими темпами весь “HERBERT” можно принять за акт само терапии, когда человек просто выговаривается в пустоту, что наталкивает на размышления о вычурности сюжетов. Мол вот, чем я занимался все эти шесть лет. Однако слегка развеивает эти домыслы – концовка.
Всю эту невероятного масштаба рефлексию, завёрнутую в довольно техничную лирику, в купе с комплексным, но слегка убаюкивающем продакшеном (в этом контексте его предыдущая работа мне понравилась больше), Ab-Soul венчает двумя жирными восклицательными знаками: одним очень лиричным, другим очень реалистичным.
“POSITIVE VIBES ONLY” – это пример, так скажем, песни-света, песни-воскрешения. Именно такой саундтрек играет на фоне, когда в конце фильма герой наконец-то находит то, что искал. Хёрберт всё-таки решил закончить альбом на позитивной ноте показав мне, что всё, что он пережил, всё, через что он прошёл не сломали его, а лишь утвердили в позиции поиска света и позитива во всём. И не смотря на то, такой финал кажется слега искусственным из-за своей нелогичности или, лучше сказать, резкости, в общем и целом мне приятно было его наблюдать.
А “GOTTA RAP” же, в свою очередь, можно сравнить с песней для тиров, когда зрители уже покидают кинозал под общий вывод из всего рассказа, который и выносит Хёрб:
Я люблю называть себя Богом репа, но в реальности мне нужно просто читать рэп.
…что можно перевести как:
Я люблю говорить, что я умею что-то делать круто, но на самом деле, мне нужно просто это делать.
Делать то, что умеешь лучше всего в жизни, не смотря на всё то, что она тебе приносит. На этом, пожалуй, и закончим.