Музыка унифицировалась. Несмотря на то, что осознанное потребление музыки человечеством ещё не перешагнуло за пол века, чувствуется, что этот вид искусства утрачивает свою популярность. Во времена двух-канальных телевизоров и аналоговых носителей информации именно музыка была, пожалуй, главным источником культурного насыщения человека на ряду с литературой.
Сегодня, в эру доминации стримингов и платформ с фаст-фуд видео контентом, аудио эстетика стала жертвой упрощения смыслов. Проще стал выглядеть хип-хоп; далеко позади локомотива музыкального прогресса остался, когда-то главный жанр планеты, хард-рок; побледнела дэнс музыка, произошедшая от прорывного диско. В десятых годах 21 века зародилось направление, призванное оживить задремавшего гиганта. На паперти музыкального храма ждала своей очереди альтернативная музыка.
Одним из ответвлений альтернативной музыки, набравшим огромную популярность в последние несколько лет, является альтернативный R&B. Сложно объяснить в тексте что это такое. Альт R&B, чаще всего, характеризуется упразднением итерации ритмического рисунка композиции, широким диапазоном синтезаторных и гитарных экспериментов, необычной обработкой вокала. Типичный альт R&B альбом звучит как мультижанровый камертон, который ярко бросает вызов всем архаичным паттернам классического R&B звучания.
Одним из общепризнанных эталонов альтернативного R&B является пластинка Френка Оушена “Blonde” 2016 года. Это мой личный выбор жанрового абсолюта, с которым невозможно не сравнивать каждый альбом, причастный к этому направлению. Словно поклонники conscious репа сравнивают каждый подобный релиз с “To Pimp A Butterfly”. Одна проблема есть у “Blonde” – за, практически, семь лет после его выхода ни один музыкант не смог выдать хоть что-то близкое по уровню к мангум-опусу Френка. И не было ни одного претендента на горизонте, пока ко мне в руки не попал “Gemini Rights”.
“Gemini Rights” или Права Близнецов – третья работа молодого комптонсмкого музыканта. Скажу откровенно, предыдущие проекты Стива “Apollo XXI” и “The Lo-Fis” было просто на просто тяжело слушать. Такое ощущение, что команда, создающая альбомы, была объединена идеей просто намешать звуков и залить это всё эссенцией концептуализма, хотя первые два проекта звучат как тривиальные микстейпы. Но “Gemini Rights” – другая история.
Во-первых, хочу сказать, что на “Gemini Rights” меня встречает лучшая музыкальная обложка в 2022 году! В ней идеально всё. Она воплощает собой завуалированность и примитивизм, присущие лучшим работам Канье Уэста. Телец-Близнецы – астрологическое воплощение Стива, встречаются на этой обложке рогами (Телец) и циклической, замкнутой стрелкой (Близнецы), как символ дуализма автора. Обе фотографии, наложенные друг на друга, так же отражают стороны и характер музыканта. Всё что нужно без лишних деталей. Приятная глазу цветовая палитра, не врезающаяся в сетчатку, но на столько запоминающаяся и приятная, что раз взглянув на обложку – вы точно её ни с чем не перепутаете!
Одним из компонентов пластинки, выполненных на десятку, стали аранжировки. 9 из 10 треков на альбоме спродюсировал сам Стив. Не удивительно, ведь к записи “Gemini Rights” музыкант подошёл с опытом написанием битов для Кендрика, Дензела Кари, Коула, Мак Миллера, песен для Соланж и Блод Орэнж. Мне понравилось, что каждый джоинт не похож на предыдущий. Общее количество песен не создаёт ощущения беспорядка в ушах из-за нагромождения звуков.
Если “Static” встречает меня нежными клавишами, разгоняющие сентиментальный нарратив о расставании и бессмысленности погони от одиночества, сквозь который я слышу:
Надеюсь ты найдёшь мир для себя. Новый парень не заполнит дыру.
То следующий за ним “Helment” врывается ритмичным басом и пробуждающими гитарными проигрышами, поддерживаемыми идеей продолжения жизни, не смотри ни на что, и движением вперёд.
И так весь альбом! И это могло бы показаться очень разношёрстным и не собранным, если бы через такой звуковой плюрализм Стив не продолжал иронически препарировать свой внутренний мир, отражённый в названии работы и его обложке. Столь смелое звучание не может просто так быть вывалено на слушателя с претензией на уникальность. Подобные проекты обречены на заурядность.
Помимо содержания пластинки мне очень понравилось «под каким соусом» он был преподнесён слушателям. В интервью, предшествующему выходу “Gemini Rights”, Стив объясняет:
Я чувствую искусственно созданный дисконект между слушателем и артистом. Но я не хочу быть отделим от людей. Я – человек, просто так случилось, что я артист. Я написал этот альбом чувствуя злость, одиночество, тоску, смятение, похоть, счастье, страх и так далее. Но главное, что этот альбом о любви. И я отдаю его в ваши руки, поскольку он больше не принадлежит мне.
Мне очень нравится идея, при которой музыкант, создав произведение искусства заявляет, что оно ему более не принадлежит. Словно он вложил в него все свои чувства и эмоции на тот момент, и готов отпустить, поделившись со слушателем. И в тот момент, когда слушатель нажимает на «плей» произведение искусства полностью теряет свою принадлежность к автору.
Что мне ещё очень нравится вокруг “Gemini Rights”, так это то, что альбом не собирался «под настроение». Его не обязательно слушать чувствуя страх и смятение или счастье и похоть. Это очень комплексная пластинка, которая будет по-разному понята в любом настроении, в любом окружении, в любое время года ранним утром, шумным днём или одинокой ночью.
“Mercury”, к примеру, затягивает карибскими мотивами и желанием двигаться.
“Buttons”, наоборот, очень размеренная, спокойная, классическая R&B песня с каноничным ритмом, как кажется, идеальная больше для Гивеона, чем для такого любителя комплексного звучания как Стив Лейси.
А “Bad Habit” – worldwide хит с уже полу миллиардом прослушиваний на Спотифай.
Да, я считаю, что на “Gemini Rights” акцент стоит больше делать на музыкальную составляющую, чем на лирику. Лейтмотивом альбома выступает приторно-банальная история расставания Стива с объектом его обожания, которая, словно чумная палочка, вставшая поперёк горла – вроде и хочет заразить тебя своей болезнью, но всё никак не проглатывается. Это не портит релиз, скорее не докручивает его до максимальных оборотов.
Надеюсь мы больше не повстречаемся никогда
... слышу я на “Amber”, практически на самом дне альбома.
Очень близкий и понятный мне нарратив, словно подводит черту под главной мыслью альбома, под её выводом. Это мэйжор-лейбл дебют для молодого музыканта, которой возвёл Стива в такой статус, что его следующую пластинку будут прям ждать! Когда такие люди как Стив Лейси выпускают музыку мне, как будто, становится легче от осознания, что Френк Оушен, возможно, больше никогда не дропнет… А пока, я оценю пластинку на девятку и с удовольствием переслушаю через пару недель.