В феврале мы узнали печальную новость, которая повергла в шок всех любителей музыки – стало известно о том, что легендарная группа Daft Punk распалась после 28 лет успешной карьеры. Всех фанатов эта новость поразила. На ютуб-канале группы появилось видео под названием «Epilogue», которое является отрывком их фильма «Электрома» 2006 года.
В нем мы видим, как их персонажи идут по пустыне, робот в серебряной маске отходит от робота в золотой и взрывается, затем робот в золотой маске уходит вдаль и появляется надпись «1993 – 2021», которая подводит итог существованию группы и закрепляет факт распада. Официальной причины распада дуэта до сих пор не прозвучало. Но давайте немного окунемся в начало их творческого пути, чтобы вкратце проследить их развитие и влияние на электронную музыку и на другие жанры.
Изначально Ги-Манюэль де Омем-Кристо и Тома Бангальтер увлекались гитарной музыкой. И однажды на их музыку обратил внимание один британский критик, который охарактеризовал их музыку как «daft punky trash», т.е. «бессмысленный панковский мусор». И парни поняли, что стоит найти что-то новое, и это новое они нашли на французских рейв-вечеринках. Для них это показалось чем-то необычным и крутым. И они решили двигаться в этом направлении. В итоге Ги-Манюэль и Тома записали сингл «Da Funk», который не сыскал коммерческого успеха, но приглянулся многим именитым диджеям, которые стали ставить его на своих сетах.
После этого они подписывают выгодный контракт с Virgin Records. И уже тогда они начали сохранять свою анонимность, поскольку они не хотели публичной славы, не хотели, чтобы их узнавали на улицах. Для них музыка - превыше всего. И уже первый их альбом «Homework» получил положительные оценки и был тепло встречен публикой.
Туда вошел и уже упомянутый «Da Funk», в котором многие отметили интересные синтезаторы. Также на этом альбоме находится легендарный «Around The World» - с одной стороны простой, но с другой стороны такой стильный, ты чувствуешь себя персонажем старенькой аркады, а не подпевать настойчиво повторяющуюся фразу «around the world» просто не реально.
Знаменитые и привычные нам образы роботов появились в конце 90-х, во время работы над их вторым сольным альбомом «Discovery».
По легенде, во время записи этих треков на студии взорвалась аппаратура, и после этого они «превратились в роботов», т.к. их лица деформировались, и им пришлось их прятать. Неизвестно насколько это достоверно, но главное то, что эти образы стали их отличительной чертой и навсегда укрепились в сознании слушателей и в культуре. Таким интересным ходом они закрепили идею анонимности, и их музыка стала существовать отдельно от каких-то имен и медийности исполнителей. Что же касается звука, то в этот раз Панки вдохновились поп-культурой 80-х годов, в частности диско, софт-рок: похожие синтезаторы, гитарные семплы, вокоудерный вокал и т.д. Вспомнить тот же знаменитый трек с этого альбома – «One More Time».
И с образами роботов эта музыка сочеталась как нельзя кстати. Хоть музыка и должна отсылать немного в прошлое, но напротив - создается футуристический звук, который веет каким-то космическим путешествием. И тут стоит упомянуть о гениальной идее Панков: добавить к альбому аниме, в котором играли бы треки из этого альбома. И они это реализовали. Прибегнув к помощи Лейдзи Мацумото они выпустили аниме «Интерстелла 5555: И5сторя 5екретной 5олнечной 5истемы» - история космической группы Crescendolls, которую похищает злобный продюсер. Здесь нет диалогов, лишь музыка Дафт Панк. По стилистике аниме как раз таки выполнено в стиле аниме 80-х, будь то «Легенда о героях Галактики», «Сейлор Мун» или «Акира». Но что будет, если объединить музыку от Дафт Панк, аниме и хип-хоп? Правильно - получится «Stronger» от Канье Уеста.
И тогда Дафт Панк впервые повлияли на хип-хоп в сотрудничестве с Канье. В основу бита Канье взял трека «Harder, Better, Faster, Stronger» и создал такой футуристический киберпанковый трек, каких хип-хоп еще не слышал.
В клипе многочисленные отсылки на любимое аниме Канье «Акира», а также в нем появляются и сами Ги-Манюэль и Тома. Такой звук показал, что хип-хоп не ограничен классическим звучанием, источники для вдохновения можно найти везде, в том числе в электронной музыке, и создать такой трек, каких раньше не делал никто. В итоге Канье получил за трек «Stronger» Грэмми в номинации «Лучшее сольной реп исполнение», трек «Harder, Better, Faster, Stronger» - «Лучшая танцевальная запись». А альбом «Discovery» стал классикой электронной музыки.
Откатимся немного назад. В 2005 году провалился их альбом «Human After All», т.к. его посчитали попросту неинтересным.
В ответ на это группа снимает упомянутый в начале фильм «Электрома» про роботов, желающих стать людьми, но эксперимент не удается, солнце их плавит и они самоуничтожаются. Многие посчитали, что это означает то, что группы больше не существует. Но не тут то было. В 2006-2007 году, как раз в то время, когда Канье начал работать над «Stronger», а затем трек прогремел на весь мир, группа запускает свой тур «Alive», который перевернул представление о концерте электронной музыки.
Они выступали в огромной светящейся пирамиде, исполняли свои лучшие треки, и практически все отзывались о том, что это лучший концерт в их жизни или даже в истории. Даже те, кто не употреблял никаких наркотиков, говорили о том, что они ловили состояние, схожее по описанию с наркотической эйфорией. И это породило новый жанр – electronic dance music, т.е., говоря проще, EDM. Сама группа относилась к такому явлению с большим скепсисом, поскольку считали, что электронная музыка стала утрачивать свою идентичность, все треки стали походить друг на друга, утратилось волшебство. Группа опять взяла перерыв. И вернулась в 2013 году, с новым для себя звучанием.
В 2013 году выходит их знаменитый альбом «Random Access Memories» и его главное отличие в том, что группа стала прибегать к живой музыке.
Они посчитали, что создание электронной музыки стало слишком легким процессом. Считают, что поводом послужило создание саундтрека к фильму «Трон: Наследие», где группе нужно было работать с живым оркестром.
И на «Random Access Memories» они отдают дань уважения музыке 70-х – 80-х, где они отсылаются к фанку, диско, року и т.д. и сотрудничают с именитыми музыкантами. Промо-кампания заключалась в развешивании биллбордов на главных улицах крупных городов, что отсылает к промо альбомов в 70-е – 80-е годы. В записи принимали участие Джулиан Касабланкас – вокалист The Strokes, Найл Роджерс – гитарист Chic, Джорджио Мородер – легенда диско, и Фаррелл Уильямс, который показал себя как талантливый мультижанровый исполнитель, который может сделать потрясающий звук не только в хип-хопе, и это он утвердил своим альбомом 2014-ого года «GIRL». Причем именно с Фарреллом самые популярные треки с альбома – «Get Lucky» и «Lose Yourself To Dance».
Кавер на «Get Lucky» исполнял даже ансамбль МВД РФ. Альбом получил Гремми в номинациях «Альбом года», «Лучший электронный / танцевальный альбом» и «Лучший инжиниринг альбома». Альбом оказался глотком свежего воздуха среди электронной музыки, которой в это время становилось много, и которая была весьма однообразна. Они вернули к жизни звук «золотой» эры, придав ему новых футуристических красок. Под треки с этого альбома хочется танцевать, хочется радоваться жизни. Этот релиз смело можно назвать гениальной музыкальной работой.
В 2013 году они вновь поработали с Канье Уестом, помогали ему с созданием его главного экспериментального альбома – «Yeezus».
Т.е. группа существенно повлияла на конечный вариант альбома, каким мы его знаем сейчас, что опять же показало то, что в хип-хопе нет границ и можно экспериментировать, сотрудничать с исполнителями других жанров и создавать потрясающие вещи. В 2016 году Daft Punk начали сотрудничать с The Weeknd над его альбомом «Starboy».
Треки с Daft Punk вышли синглами еще до выхода альбома – это «Starboy» и «I Feel It Coming». «I Feel It Coming» звучит как трек с альбома «Random Access Memories» - приятная ностальгия по музыке 80-х, и интересно то, что Уикенд отлично вписался в этот вайб.
«Starboy» же звучит стильно и по-своему мистически, смесь синт-попа и R&B, а видео клип создает потрясную неоновую атмосферу.
Daft Punk помогли раскрыть новые грани таланта Уикенда, открыть новый стиль, что наверняка стало причиной того, что через 4 года Уикенд запишет «After Hours», который окажется мега успешным, и задаст новый тренд на переосмысление стиля 80-х. Также в 2017 году они поработали над альбомом группы Arcade Fire «Everything Now».
В 2018 году Гай-Мануэль поработал с Уикендом над треком «Hurt You» с его EP «My Dear Melancholy,»
а в этом же году Тома Бангальтер написал музыку к фильму известного артхаусного французского режиссера Гаспара Ноэ «Экстаз».
Как мы видим, Daft Punk повлияли не только на электронную музыку, но и внесли свою лепту в другие жанры и виды искусства, что, безусловно, пошло другим артистам только на пользу, а Daft Punk утвердились в роли мастеров своего дела, которые из любого драгоценного камня могут сделать камень дороже и красивее.
Но вернемся к началу разговора. К сожалению многих, группа распалась. Но все-таки у нас есть потрясающее наследие этих революционеров электронной музыки, которые расширили ее границы и показали, что не стоит зацикливаться на одном звучании, а нужно создавать что-то новое (даже и с упором в старое), удивительное и проникающее в душу. Даже уйти эта группа смогла красиво, без скандалов и интриг, а в своем стиле, будто завершая байопик, который шел 28 лет в прямом эфире. Но возможно, не смотря на официальные заявления, это еще один ход группы, чтобы спокойной поработать над новым материалом и представить нам новый проект, который унесет нас в далекие пучины космоса. Кто знает…