Окей, дайте-ка я вам кое-что скажу с самого начала.
Я – ничего – не знаю – о – Кид Кади.
Я всего лишь его ребёнок, который очень поздно нашёл своего отца, впечатлялся его захватывающими историями из прошлого, а в последние пару лет полностью утратил коннект со своим родителем. Но, закрепим, даже несмотря на то, что я признаю свою фигуральную связь со Скоттом, я – ничего – не знаю – о – Кид Кади.
На самом деле, думаю многие фанаты могут сказать то же самое. Кто из нас в своё время не был под впечатлением от “Man On The Moon”, “Man On The Moon II” и следующего за ними “Indicud”? Кто из нас не прибывал во фрустрации от “SATTELITE FLIGHT” и “Speedin’ Bullet 2 Heaven”? Кто из нас не тешил себя надеждами после коллаба с Йе и “Passion, Pain & Demon Slayin’”? Ну и, наконец… У кого из нас не спали розовые очки после “The Chosen” и, прости господи, “Entergalactic”?
Не обязательно отвечать. Как пела Тэйлор Свифт на своём новом альбоме, – “it’s just a question”. Обратимся к другому классику:
Ты ответь на такой вопрос мне, может ли творец жить в башне из слоновой кости?
И тут я уже каждого из вас попрошу лично для себя ответить: нет ли у вас ощущения, что Кид Кади возвёл себе тепличный замок из образа, над которым работал годами, и уже как пару альбомов назад достиг своего музыкального предела? Я отвечу – да.
Определяющим для меня стал именно “Passion, Pain & Demon Slayin’”.
Всё, что случилось после него, после того, как Скотт последний раз (официально) вышел из рехаба, для меня звучит как попытка миллионера объяснить нищему, что не в деньгах счастье. Другими словами - лучше бы ты молчал. Горько это признавать, но, как и в случае с Йе – образ идола, сотворённый фанатами, рано или поздно разрушит их воздушные замки, так и надежда, что Кади будет вечно спасать нас от депрессии и одиночества оказалась лишь иллюзией. Нет, может для кого-то позднее творчество Скотта звучит убедительно, но для меня, как для человека, который привык слушать музыку, то, что происходит последние лет пять – сплошное молчание и покачивание головой из стороны в сторону…
В своей документалке на Амазоне у Кади был большой монолог о том, что нельзя ограничивать творческую личность от порой странных, глупых или вопиющих идей, ведь такой человек видит мир под другим углом и критика может поломать его, загнать в стойло ожиданий социума. С данным нарративом сложно поспорить. Но вот что я хочу на это ответить – отсутствие должного давления или его полное игнорирование чаще всего порождает лишь деградацию. Что, по-моему, и произошло с “Entergalactic”.
Давайте разберёмся, на что “Entergalactic” претендует и чем пытается быть. Кажется, в январе 2022 года, на одном из фестивалей Rolling Loud Скотт заявляет со сцены, что его новый альбом практически готов. Но примечательно, что так же артист заявил о намерении выпустить два альбома в этом году: первый, тот самый, который вот-вот на подходе и второй, который “просто второй”. Никаких других подробностей Скотт не предоставил. Чуть позже мы узнали название пластинки, оно отсылает нас к … Давайте все вместе на счёт три… Раз… Два… Три! … отсылает нас к первому альбому Мескуди “Man On The Moon”. Мало вам темы космоса и психодела, которая пронизывает всё творчество Кади? Мало второй и абсолютно не обязательной третьей части дебютного проекта? Да-да, я знаю, что мало. Тема явно не до конца раскрыта. Ловите очередной релиз от Кид Кади ретроспектива которого обращена к “Man On The Moon”. “Entergalactic” можно перевести как «входя в галактику», «погружаясь в галактику». Одноимённая композиция лежит на первом человеке на Луне и, забегая вперёд, скажу, что звучит лучше всего альбома “Entergalactic”.
Что отличает новый альбом Кади от всех его остальных работ? Справедливости ради скажу, что такое отличие есть. Безусловно, притянутое за уши, но прослеживается. Несмотря на то, что всё творчество Скотта пронизывает тема любви (к богу, женщине или себе), на всех его альбомах она не была главной фабулой истории. Здесь же, мы получаем проект, который полностью посвящён любви. Более того, даже не искушённые фанаты знают, что альбом был приурочен к выходу его мультфильма, который тоже так и называется - “Entergalactic”. И тут мы сталкиваемся с первой проблемой релиза, а именно – чем он пытается быть?
“Entergalactic” изо всех сил пытается быть альбомом. Музыкально и лирически завершённым произведением, который бы выступал лейтмотивом высказывания артиста. И если про музыкальную и лирическую завершённость можно поспорить, но я слышу хотя бы намёки на это, то с остальным большие-большие проблемы…
Мы знаем примеры, когда артисты выпускали мерч, приуроченный к выходу альбома. Туры и интервью, призванные продвигать альбом. Громкие фиты за пару месяцев до релиза, служащие этой же цели. Но, послушайте, когда в день выхода альбома у тебя выходит мультсериал на Нэтфликсе, лучше убедись, что музыка соответствует когда-то заявленным стандартам.
И, как по мне, до соответствия стандартам тут далеко. Вы не услышите ни интересной лирики, как на первых двух “Man On The Moon”, ни завораживающего продюсирования, как на “Indicud” или “Passion, Pain & Demon Slayin’”. Весь “Entergalactic” звучит как обычный OST, как незаурядный саундтрек к мультику, который тоже, о чём бы вы думали, о любви…
Нет, я не имею ничего против любовного альбома от репера на четвёртом десятке, Long Live Drizzy Drake. Но когда уровень само повторов и референсов на собственное творчество достигает такого масштаба, материал становится просто скучно слушать. Скучно – главное слово нового альбома Кид Кади. Или он пытался меня удивить своим ходом с экранизацией? Может фитами от таких мастодонтов как Ty Dolla Sign или Don Toliver?
Вторая основная проблема “Entergalactic” в том, что он претендует. Претендует на то, чтобы быть кинематографичным альбомом. Интро без слов, долгие проигрыши, словно отсылка на драматические мизансцены в кинематографе, динамика тем песен. Но, чёрт побери, всё это, словно обложка к альбому – дёшево и неуместно. Такое ощущение, что проект, действительно, собирался тяп ляп, на скорую руку, лишь бы что-то было написано К ДАТЕ ВЫХОДА МУЛЬТФИЛЬМА. Словно Кади просто выкатил мне микстейп из любовного материала, который он записывал на протяжении всей его карьеры. О чём мы говорим, если “A Kid Named Kudi” звучит увереннее и многограннее, чем сей релиз!
Если мы представим, что “Entergalactic” – дебютный альбом молодого, начинающего репера, то присутствующую в нём дешевизну и наивность ещё можно списать на неопытность артиста. Но когда мы говорим о Скотте Мескуди, у которого за плечами столько лет работы над музыкой и такой каталог, оправдания бессмысленны.
Пару месяцев назад Скотт заявил, что устал от музыки. Видимо, сериал для Нэтфликс, коллабы с Levi’s, Cleveland Cavs и вот этот “Entergalactic” – первые намёки на то, что в его словах есть доля правды. Я всё жду, выпустит ли Кади тот самый второй альбом, о котором говорил со сцены Rolling Loud. Быть может эта работа будет отличатся осмысленностью, вдумчивостью, отличительной концепцией и оригинальным звучанием – тем, что мы услышали на “Man On The Moon” и за что так полюбили Скотта. А пока, я искренне советую вам не тратить своё время и насладиться первыми тремя классическими альбомами Кади, ну и, может быть, посмотреть этот несчастный мультфильм.