28 ноября 2021 года мир потрясла еще одна трагичная новость – умер дизайнер, модельер, художник Вирджил Абло, основатель бренда Off-White и креативный директор мужской линии Louis Vuitton. Человек, который вывел современную моду на новый уровень; человек, который увлекался всем, был близок к хип-хопу, к диджеингу; человек, который всю жизнь чем-то вдохновлялся и вдохновлял других. Умер он от редкого онкологического заболевания – ангиосаркомы сердца. Ему был 41 год. Вирджил скрывал свой диагноз, мало кто знал о нем, поэтому новость о его смерти была внезапной и поставила всех в ступор. Никто не верил в то, что этот заряжающий на креатив и на эмоции вечный двигатель когда-либо может остановиться. Но все-таки это произошло. И весь декабрь мир скорбел по этому гениальному творцу.
Вирджил родился 30 сентября 1980 года в городе Рокфорд, штат Иллинойс. Его родители были эмигрантами из Ганы. Мать работала швеёй, а отец управляющим в компании по производству красок. Ткань и краски… возможно эта комбинация и стала толчком для творческого развития Вирджила. Он с детства увлекался творчеством и модой. Его мать заметила это и научила его своему ремеслу, т.е. он уже с детства умел обращаться с тканью и делать из нее готовые вещи. Хоть у него и был творческий потенциал, но в юности Вирджил – обычный американский подросток: катается на скейтборде, слушает хип-хоп, пробует себя в диджеинге и не представляет кем он будет в будущем. С 18 лет он выступал как диджей, но он больше расценивал это как хобби, не рассчитывал на то, что это занятие всей его жизни. Каждый подросток сталкивается с такой дилеммой – куда поступать и кем я хочу быть? Его отец хотел, чтобы его сын стал инженером. Вирджил послушал его и поступил в Висконсинский университет в Мадисоне на специальность «Гражданское строительство». Успешно закончил его в 2002 году. Вирджил говорил о том, что в последний год обучения он попал на курс по истории искусств, и знакомство с памятниками мировой культуры перевернуло его мировоззрение. О часто посещал библиотеку и читал специализированную литературу по этой теме. Затем он поступает на магистратуру в Иллинойский технологический институт на специальность «Архитектура» и в 2006 году становится магистром. Примерно в это время он знакомиться с Канье Уестом, и это знакомство станет началом тесного сотрудничества и крепкой дружбы. После окончания университета он пробовал себя в разработке футболок, писал статьи о моде и о дизайне. Он понял, что хочет двигаться в этом направлении, ведь он одновременно обладал как техническим, так и творческим видением.
В 2009 году он попадает на стажировку в Fendi, где ему удалось поработать в одной команде с Канье. Все отмечали буйство их идей, их энтузиазм, когда они работали вместе. О работе с Вирджилом Канье говорил так:
Я накидываю ему идеи, а он приводит их в человеческий вид, ведь он архитектор, он умеет собирать детали.
Канье понравилось видение Вирджила, и они все больше и больше работали вместе. В 2008 году Вирджил поработал над обложкой его прорывного альбома «808s & Hearbreak».
А в 2010-ом над обложкой одного из лучших, по мнению фанатов, релиза Канье «My Beautiful Dark Twisted Fantasy».
В этом же году Канье назначает Вирджила креативным директором рекламного агентства DONDA. В 2011 году Вирджил стал арт-директором предстоящего совместного релиза Джей-Зи и Канье «Watch The Throne».
Именно он является автором этой знаменитой обложки. Между прочим, он получил Гремми за лучшее оформление музыкальной записи. Также Вирджил работал над такими обложками участников G.O.O.D. Music как «My Name Is My Name» Пуши,
«Based On A T.R.U. Story» Ту Чейнза,
«Yeezus» Канье
и совместный релиз лейбла «Cruel Summer».
Обложки отличались своим минимализмом: штрих-код у Пуши, две цепи на черном фоне у Чейнза, запечатанный диск или спущенный шарик на сером фоне у Канье. Но при всем при этом они были настолько стильные и понятные, что моментально оставались в памяти, и этот образ, на котором Вирджил делал акцент, плотно ассоциировался с релизом и не вызывал лишнего шума в восприятии.
Огромнейший след Вирджил оставил в мире одежды. В 2012 году он запускает собственный стритвер-бренд Pyrex Vision. Концепция заключалась в том, что он брал вещи из старых коллекций, например Ralph Lauren, и кастомизировал их своими рисунками, новыми деталями. Молодые парни и девушки, которые жаждали чего-то нового в уличной моде, нашли это, и новый бренд Вирджила стал обрастать популярность. Его носили такие величины как Канье и Джей, и одними из главных фанатов на музыкальной сцене стали парни из A$AP Mob, в частности один из главных модников хип-хопа – A$AP Rocky. Рокки часто появлялся в одежде этого бренда, поэтому Pyrex Vision стал ассоциироваться с волной нового рэпа начала 10-х. Вирджилу и Рокки даже удалось поработать вместе. Вирджил придумал для него обложку его культовому дебютному альбому «Long. Live. A$AP»,
и выступил режиссером клипа на один из главных треков с альбома - «Fashion Killa».
Но через год Вирджил закрывает свой бренд Pyrex Vision, поскольку, по его словам, он не хотел делать крупный коммерческий проект, он всего лишь хотел поэкспериментировать и попробовать себя. Он увидел, что его видение понимают, оно близко современным молодым людям, поэтому он решает подняться еще выше.
В 2013 году он запускает свой главный бренд – Off-White. Название подразумевает то, что Вирджил не предполагает белого или черного, это что-то между добром и злом, некая золотая середина, где можно найти еще множество оттенков серого, а не категорично разделять мир на две категории. Этим брендом он показал, что уличная мода может быть искусством, она может быть красивой, люксовой, но при этом массовой. Для него уличная мода это не только спортивные костюмы и кроссовки, а высокая мода не только роскошные платья и дорогие брендовые костюмы. У него нет такого категоричного разделения. Вирджил мог сделать так, что самые обычные кроссовки стали бы иметь художественную ценность. И Off-White как раз стал главным воплощением этих идей. Модники всего мира тут же влюбились в стрелочки на футболках, свитшотах и худи. Все влюбились в фирменные прямые ковычки, обрамляющие простую надпись, которая, по задумке Абло, должна была быть максимально приземленной, а также некоторые считают, что это знак отчуждения от устоявшихся норм. Еще одна фишка бренда – пластиковые зип-бирки на кроссовках. Но Абло не создавал новые формы. Он считал, что уже не то время, чтобы их создавать, это уже никому не нужно, форм и так предостаточно, но эти формы можно сделать еще лучше. Например, классикой для него были Nike Air Force 1. Зачем придумывать им замену, если можно их просто улучшить и разнообразить? Вирджил считал, что нужно всего лишь добавить 3% новизны, тогда вещь заиграет новыми красками. Кто-то был в восторге от идей Абло, кто-то же наоборот критиковал его за столь постмодернистский подход, поскольку он эксплуатирует чужие идеи. Но Абло не был против этого «клейма» постмодерниста, он объяснял это так: «Моя за¬дача – рассказать историю. Именно поэтому я постоянно сотрудничаю с кем-то, ссылаюсь на чужие работы – так я привлекаю внимание к тому, что нравится¬ мне». Вспомнить того же Марселя Дюшана, французского авангардиста начала XX века, чей метод готовых вещей гласил то, что стоит просто добавить волю автора, его подпись, и тогда то, что раньше не воспринималось искусством, станет искусством. Например, его работа «Велосипедное колесо», «Фонтан» (писуар с подписью и с датой), «L.H.O.O.Q.» («Мона Лиза» Да Винчи с пририсованными усиками). Конечно, для XX века это было в новинку и это расценивалось как некая ирония. Но работы Абло не вызывают мыслей о том, что это ирония, кажется, что это действительно искренне улучшенное произведение, которое стало еще более ярким, выразительным и современным. Абло связывал это с таким популярным в хип-хопе приемом как семплирование. Добавляя новые элементы к музыке создается что-то новое. Так же и в этом случае.
У бренда Off-White выходило множество коллабораций; коллекция с Nike «The Ten», в которой Вирджил переосмыслил 10 легендарных моделей кроссовок; коллаборация с Jimmy Choo, где он обернул привычные лодочки прозрачным пластиком; коллаборация с Levi’s, где на рукавах джинсовых курток была распылена цветная краска; коллаборация с IKEA (сумки и ковры с надписью «WET GRASS» были практически моментально проданы); сотрудничал со своим другом, японским художником Такаси Мураками и т.д. Вирджил был большим трудоголиком и большим творцом, которому удалось поднять огромный хайп вокруг своего бренда, и другие бренды это понимали и мечтали о том, чтобы поработать вместе с ним. Вирджил считал, что основные ценители его работ – миллениалы, которые хотят чего-то люксового, но и люкс им нужен другой, не такой как раньше. Он считал, что подростки – лидеры мнений, за которыми стоит будущее. Так ему и сказал его кумир Питер Сэвилл (графический дизайнер, автор обложек для Joy Division и New Order), у которого Вирджил консультировался в начале своей карьеры. Он сказал ему такую фразу: «Лучшее, что может сделать ваше поколение, со всеми вашими мемами и уличной модой, – продолжать гнуть свою линию, не оглядываясь на традиции».
Показы Off-White были тем, что мир моды никогда раньше не видел. Например, знаменитый показ 2017 года во Флоренции. Не было привычного подиума, была лишь стена флорентийского палаццо и проектор. На стену пускали текст о жертвах миграционного кризиса. Под свет прожектора выходили модели, другого освещения не было. Затем они просто уходили во тьму. В этом показе Вирджилу помогала известная американская художница Дженни Хольцер. Таким образом, они хотели сказать то, что иммиграция, культурный обмен и глобальная интеграция — это вещи, без которых немыслим современный мир. Многие говорят о либеральности и доброте Вирджила. Например, модель Белла Хадид вспоминает, что Вирджил никогда не ставил рамок. Он предлагал ей несколько вариантов образов, которые, по его мнению, ей подойдут, и она могла выбрать, в чем ей дефилировать. Если же ей не нравилось ничего, то они вместе находили что-то новое. Для Вирджила было важно, чтобы модель чувствовала себя комфортно, поскольку если модель чувствует себя по-настоящему свободно, то это ощущение передается и зрителям.
Что касается хип-хопа, то это коммьюнити моментально влюбилось в вещи от Off-White. Рэперы надевали их в своих клипах, отдавали дань уважения таланту Вирджила и его бренду. Можно сказать, что Вирджил перевернул хип-хоп стиль этого времени, сделав его более модернизированным, и по-новому урбанистическим. Он также продолжает помогать представителям G.O.O.D. Music с их обложками. Например, разработал для Биг Шона обложку для его альбома 2015 года «Dark Sky Paradise».
В 2016 году он вновь работает с Канье над оформлением его нового релиза «The Life Of Pablo», в обложке на который прослеживается явная отсылка на бренд Вирджила.
Но одна из самых ярких коллабораций в период Off-White – разработка обложки для альбом Лил Узи Верта «LUV Is Rage 2» 2017 года.
И тут опять же его минималистическая концепция. Вроде бы классическая обложка Узи, но перекрещение двух линий голубой ленты с товарным знаком Off-White и обложка становится намного интереснее и привлекательнее. Также Вирджил режиссировал для Узи клип на один их главных его бэнгеров «XO Tour Llif3». Видео получилось очень необычным, гипнотическим и стильным.
Не стоит забывать о том, что Вирджил еще и диджей. Он всегда любил музыку, выступал в клубах Чикаго, а в расцвете своей карьеры и по всему миру – от Лондона и Парижа до Ибицы и Маракеша. Он даже выступал в начале презентации альбома Трэвиса Скотта «Birds In The Trap Song McKnight» в Нью-Йорке в 2016 году. На своих сетах он миксует различную музыку, смешивает рок с хаусом, хаус с хип-хопом и т.д. Ему действительно нравится это дело, и многие задавались вопросом – а как ему это удается? Если человек что-то любит, то он всегда найдет на это время. В 2018 году он даже выпустил EP c Boys Noize в стиле техно под названием «ORANGE».
Вернемся к миру моды. В это время Off-White участвовали в конкурсе для молодых дизайнеров LVMH Prize, но не взяли победу. Но для Вирджила, чье имя мелькало повсюду, это было уже не так важно. И оказалось не так важно для главы LVMH Бернарда Арно, который увидел в Вирджиле огромный талант, нестандартное современное видение, амбиции и трудолюбие. В итоге в 2018 году Вирджилу поступает предложение стать креативным директором мужской линии Louis Vuitton. И он соглашается. Он стал первым афроамериканцем, занимающим этот пост. Первый его показ на такой должности проходит в июне 2018 года в Париже. Подиум был выкрашен в цвета радуги, создавалось некое праздничное ощущение, ощущение яркости и света. У Вирджила не было стандарта моделей. На подиум выходили люди всех рас и многих национальностей. Также среди них были не только модели, но и музыканты, художники, спортсмены. На подиум выходили Эйсэп Наст, Кид Кадди, Плэйбой Карти и другие. В одежде было множество аксессуаров, интересных материалов и принтов, интересных решений по поводу формы. Сначала на подиум выходили модели в белом, затем добавлялось больше цветов, а в конце настоящий бум красок. В общем, Вирджил решил дать волю всем своим фантазиям, и эти фантазии были встречены очень тепло. В конце показа он подошел к Канье, обнял его, и они вместе заплакали. Этот по-настоящему трогательный момент показывает нам, что какая бы сверх успешная карьера у тебя не была, нужно оставаться собой, настоящим и не забывать друзей, которые поддерживали тебя всю дорогу.
Хип-хоп коммьюнити восприняло это как победу. Вирджил для них был по-настоящему своим. Все поздравляли его, выражали признание в своих строчках. Человек, который создал для всего современного хип-хопа новый стиль теперь разрабатывает коллекции для одного из главнейших модных домов. Это ли не счастье? И Вирджил продолжил работать с рэперами. Одна из знаковых его работ последних лет – обложка для альбома Вестсайд Ганна «Pray For Paris» 2020 года.
Ганн сам занимается модой, и поработать с таким знаковым человеком стало для него честью. На альбоме его объединения Гризельда «W.W.C.D.» в треке «DR. BIRDS» Ганн говорит:
Попросил Вирджила написать «BRICK» на моем брике.
А Вирджил сделал для него целую обложку, которая, возможно, станет одним из факторов того, что альбом войдет в историю хип-хопа. За основу Вирджил взял картину итальянского художника XVII века Караваджо «Давид с головой Голиафа» и просто добавил Давиду цепь. Из классики это превратилось в современную классику. Смесь искусства с рэп-эстетикой. Именно так характеризовали творчество Ганна, а Вирджил сделал некое метафоричное подтверждение такой характеристики. Также он выступил режиссером совместного клипа Поп Смоука и Куэйво «Shake The Room».
Но предложенная обложка Вирджила для посмертного дебютного альбома Смоука «Shoot For The Stars, Aim For The Moon» была не так тепло встречена фанатами.
Они посчитали ее неинтересной, не подходящей к образу Смоука. В итоге Фифти, главный промоутер альбома, решил выбрать новую обложку путем всенародного голосования. Но этот случай нисколько не убавил любви к Вирджилу.
Но вот в конце ноября мир в шоке – Вирджил Абло умер от онкологического заболевания в возрасте 41 года. Весь мир моды и мир музыки скорбели по выдающемуся дизайнеру. Фаррелл назвал его «креативным гением». Тайлер сказал, что Вирджил это «лидер для каждого из нас». Также Тайлер признался, что именно благодаря Вирджилу он стал использовать свою африканскую фамилию Оконма и перестал ее стесняться. Вестсайд Ганн назвал Вирджила «одним из самых больших вдохновителей в его жизни». Соболезнования выразили Донателла Версаче, Белла и Джиджи Хадид, Ким Кардашьян и другие. Вирджил не хотел говорить о своей болезни, но знал, что ему осталось недолго. И он сказал, что это не должно стать поводом отменять его новый показ, он все равно должен состояться. И было решено провести показ и посвятить его памяти Вирджила.
На показе был установлен большой монумент Вирджила и большой красный воздушный шар, который символизировал вечно бьющееся сердце. В начале прозвучал закадровый голос Абло, который говорил о том, что его работы направлены на то, чтобы разбудить во взрослом человеке детское воображение, которое заставляет творить, не смотря на любые рамки и ограничения. Нужно всегда удивляться чему-то новому, да и чему-то обыденному тоже. Ведь в этом и счастье. На показе присутствовали Канье Уест, Ким Кардашьян, Тайлер, Фаррелл, Мигос, Кид Кадди, представители крупнейших модных домов и т.д. В конце голос Вирджила призвал всех делать то, к чему лежит душа, и не слушать тех, кто против этого, ведь наша жизнь слишком коротка. Вирджил Абло – человек, который на собственном примере доказал, что своим трудом, получением новых знаний и целеустремленностью можно добиться любых вершин, о которых пожелаешь. Не нужно стесняться выражать свои мысли, нужно изучать этот мир и добавлять в него частичку себя. “R.I.P. VIRGIL”