Lana Del Rey, её любят все (ну почти все). Бархатный голос и несколько хитов сделали из неё звезду мирового масштаба. С тех пор, каждый её альбом - становиться предметом массового обожания или как минимум бурного обсуждения. С момента выхода её дебютного альбома Born To Die прошло почти 10 лет, много воды утекло, и разница в материале видна невооружённым глазом.
Важно понимать: Лана уже давно не та поп-певица из 2012 года, которая писала ванильные песни для подростков (это не отменяет того, что они круты). Она очень сильно прокачала свой писательский скилл и понятно, что 10 лет подряд строчить одно и тоже попросту невозможно, неинтересно и бесполезно. Ей захотелось углубиться в другие темы, например тот же NFR охватывал глобальные темы, заглядывал в будущее Америки и «пестрил» иронией, став своеобразным некрологом Америки, то Chemtrails сосредоточен на внутренних конфликтах и размышлениях Ланы. Тексты получились более автобиографичные, чем на предыдущих работах Ланы, а также, она исследуют вопрос аутентичности и различные аспекты популярности.
В прошлом альбоме, NFR, нам с Диной не хватило яркости, броскости. Альбом казался сонным и тянущимся, хотя большинство критиков оценило его более чем положительно. Chemtrails Over the Country Club её седьмой альбом, а главным продюсером выступил Джек Антонофф (он же занимал должность главного продюсера в NFR), и эта инфа меня сразу насторожила и спровоцировала определённые ожидания. Однако, некоторые мои претензии словно были учтены. В этом альбоме и вправду больше запоминающихся песен, например "Tulsa Jesus Freak, "Wild At Heart" или "Dark But Jast A Game".
Если раньше Лана делала упор на звук побережий, то тот же NFR нацелен на центральную часть Америки, и этот вектор продолжается до сих пор. Chemtrails выдержан в жанрах американа, фолк и кантри, а творчество певицы Джони Митчелл наиболее повлияло на стиль альбома. Название Chemtrails Over the Country Club отсылает к американской конспирологической теории, согласно которой химиотрассы (Chemtrails) - результат распыления различных небезопасных для здоровья людей химикатов над городами; эти действия приписывают так называемому мировому правительству, якобы контролирующему численность населения планеты. Загородный клуб (Country Club) - метафора богатого общества, жившего после окончания Второй мировой войны во времена зарождения идеи американской мечты, с её «расшитыми блёстками платьями и белыми заборами». Мысль в том, что старое общество постепенно увядает, уходит вглубь страны, и скрывается в роскошных «загородных клубах», а химиотрассы отражают страх возникновения угрозы этому классу, как и набравшая популярность во время президентства Дональда Трампа теория QAnon.
Я знаю на что я способен и буду откровенен, разобрать творчество Ланы, в контексте этого альбома лучше, чем это сделала Mina Tavakoli из Pitchfork - я не смогу. Автор провёл достаточно серьёзный и тщательный анализ Lan'ы Del Rey из которого, неподготовленному человеку станет совсем не ясно, что происходит как в этом альбоме, так и в остальных, а фанатам - приоткроется дверь в потаённые уголки этого прекрасного и загадочного Ланаленда. Но я не ярый фанат, я такой же, как и вы. И сейчас я попробую объяснить вам, что внутри.
В первом треке "White Dress" Лана пытается вернуться в те времена, когда она ещё не достигла успеха. Во втором ("Chemtrails Over the Country Club")- превращает рутинные дела в волшебство, заодно и раскрывая заглавную тему альбома.
Также как и в "White Dress", разочарование от славы и её подводных камней достигает пика в треке "Dark But Just a Game", раскрывающем всю опасность славы. Весь альбом усыпан отсылками к предыдущим работам типа "Venice Beach" или "Ride". Тот же "Dance Till We Die" отсылает к "Off to the Races" из Born To Die, а "Yosemite" (который изначально должен был быть в альбоме Lust for Life) к "Mariners Apartment Complex" из NFR.
Мне понравилось, что традиционный стиль пластинки не помешал Лане использовать автотюн в треке "Tulsa Jesus Freak". Изначально трек назывался "White Hot Forever" (что мы слышим в припеве). Я прям кайфую с нагнетания атмосферы на протяжении всего трека, которое плавно подводит нас к эпичной кульминации в конце. Также мне понравилась многогранность и смена настроений в "Dark But Just A Game", особенно когда в середине классический фолк превращается в трип-хоп, а потом снова в фолк.
"Dance Till We Die" - приятная песня, в которой Лана прославляет женщин в музыке, которые были до неё (Joan Baez, Joni Mitchell, Stevie Nicks и Courtney Love), которые были в роли путеводного огня для артистки. И мне очень понравился бридж, где Лана отступает о своего меланхоличного стиля, уходя уже в более весёлое или скорее задорное кантри.
"Breaking Up Slowly" - потрясающий коллаб между кантри\американа -певицей Nikki Lane и Lana Del Rey. Коротенькая и мелодичная песня под традиционную гитарку, которая оставляет только приятные эмоции.
В целом - альбом получился не на много лучше предыдущего. Что неизменно - это аранжировки. Они бесподобны, хотя для поп-певиц такого уровня, наличие безупречных инструменталов - привычное явление (ни одна хорошая поп-песня, которая рассчитана на "долгую жизнь", не делается "на коленке", в 95% случаев это так). Мне нравится, что Лана при всём внешнем давлении всё равно остаётся собой и продвигает СВОЁ видение музыки. Она ничуточки не потеряла свой шарм. Альбом получился спокойным и более интимным, нежели предыдущие пластинки, однако Chemtrails - это первый раз, когда она вложила в этот процесс так много своего прошлого.
Но дело в том, что смысловая нагрузка для нашей аудитории становится бесполезной. Как только Лана сходит с рельс личных проблем и переживаний и начинает углубляться в проблемы своей страны и общества - нам становится скучно. Почему? Потому что это обёрнуто в традиционные американские жанры - фолк\кантри\американа. Это всё равно чтобы американцы слушали Шуфутинского, осознавая все тонкости нашего менталитета и блатной романтики. Сквозные и одновременно глубокие мысли конечно можно уловить, но кто этим будет заниматься, кроме фанатов, верно?
Эстетически - здесь всё приятно, мило, романтично и конечно отдаёт ностальгией тех времён, которых мы не видели вовсе. Голос Ланы все ещё радует, но не стабильностью, а прогрессом. В Chemtrails Over the Country Club она и вправду вновь раскрыла его потенциал (взять в пример тот же "White Dress", где словно обессиленная Лана полушёпотом надрывается, пытаясь взять высокие ноты).
Короче, лично меня не сильно цепляет то, что делает Лана в последних 2х альбомах, но игнорировать её мастерство - было бы глупо. Это один из тех альбомов, которые без сомнения приятно слушать, но вряд-ли кайфово крутить на репите. Я выделил 5 топовых треков, которые вероятнее всего понравятся и вам: "Tulsa Jesus Freak, "Wild At Heart", "Dark But Jast A Game", "Breaking Up Slowly" и "Dance Till We Die". Они безупречны. А вот остальное - на вкус и цвет. Винтажная эстетика Америки конечно круто, но не думаю, что среди русскоязычной аудитории это кого-то серьёзно впечатлит.
К слову, в прошлом обзоре мы с Диной озвучили такую мысль, что при наличии такого альбома, неплохо было выпускать еще один, т.е. раз в пол года. И что вы думаете, 4 июля Lana (по идее) выпустит новый тейп, второй в 2021 году. А судя по опубликованным синглам, разнообразия там будет предостаточно, а стильком - она попробует вернуть нам 2012\14 год. Что ж, поживём увидим)