После их успешного сотрудничества на альбоме Piñata 2014 года, Freddie Gibbs и Madlib решили снова объединить усилия для записи ещё одной пластинки, над которой они работали целых три года. Bandana это настоящий raw gangsta shit, которым MadGibbs хотели привнести винтажный вайб 90-х в современную рэп-индустрию. В преддверии выхода релиза, у Madlib'a спросили, каково ему работать с Freddie, и тот коротко и ясно ответил: "он - гангстер". И тут нельзя с ним не согласится: Фредди нет никакого дела до трендов индустрии и канонов моды, Gangsta Gibbs всегда остаётся самим собой и продолжает гнуть свою линию.
Вообще Фредди является крайне уникальным персонажем, он ни капли не стесняется вставлять свой чёрный юмор в строчки о социальных проблемах и криминальной жизни; Gibbs никогда не упускает возможности высказать все, что у него на уме, и ему абсолютно без разницы, кто и что о нем думает. Фредди просто получает кайф от создания музыки и не скрывает того факта, что он давно ни с кем не соревнуется и его единственный конкурент - это он сам, поэтому он продолжает делать то, что лучше всего умеет - уничтожать биты. И, казалось бы, ему на тот момент было уже 37 лет! Многие в этом возрасте приобретают звание ветеранов и уходят на покой, но это точно не его случай. Фредди слишком долго оставался в тени, всю свою жизнь он был независимым артистом, которого знали в относительно узких кругах, и вот наконец его подписывают на мейджор лейбл и у него появляется возможность громко заявить о себе. Вот что говорит сам рэпер из Индианы:
Я могу продолжать бегать по кругу вместе с этими маленькими независимыми нигерами, но я хочу встать в один ряд с величайшими, потому что я таковым и являюсь. Madlib даёт мне ингредиенты, а я делаю Гамбо.
Интересный факт: 6 инструменталов из этого альбома Madlib предлагал Канье Весту, когда тот записывал TLOP, но пока он думал, Freddie Gibbs просто взял и превратил их в классику. Ну а теперь - к альбому.
Открывает эту пластинку необычное интро под названием "Obrigado", что переводится с португальского как "спасибо", где мы вначале слышим пьяного дядю Гиббса, бормочущего, что ему нужно пиво, а потом японца, который крайне угарно презентует нам этот альбом.
К слову, здесь Madlib сэмплирует трек "Touch and D-Stroy" от Tony Touch.
"Half Manne Half Cocaine" - трек состоящий из двух частей. Вначале мы слышим, как Фредди говорит о своём пристрастии к роскошной жизни и статусе успешного наркобарона; а потом идёт бит-свич, влетают агрессивные хай-хэты, где Гиббс уже в более агрессивной манере рассказывает о всей грязи, предшествовавшей его роскошной жизни - жестоких убийствах, грабеже и сбыте веществ.
Само название отсылает к их совместному треку с Mf Doom'ом "Death Wish", где есть такие строки:
Bitch, I’m half man, half cocaina in a pissy staircase serving gigas
Далее идёт один из лучших синглов этого альбома - "Crime Pays", который можно назвать олицетворением всей Банданы. Тут мы слышим фирменный cocaine rap от Гиббса, приготовленный на сочном бите Madlib'a с сэмплом Walt Barr - "Free Spirit", который помогает создать безупречный lo-fi вайб. В конце этого трека Freddie Gibbs кидает "шатаут" своему бывшему другу DJ Roc'у, который хотел подлизаться к боссу лейбла CTE World Young Jeezy, на который в то время был подписан Фредди, и купил Jeezy кроссовки, но тому они не понравились; а после он попросил Гиббса занять ему 200 баксов, за которые он купил те самые кроссовки, но Гиббс, само собой, послал его.
"Massage seats" - трек, после прослушивания котрого, у меня каждый раз возникает желание навести суету. Это мощный масл-флекс, в котором Gangsta Gibbs использует множество отсылок: он сравнивает свою коллекцию машин с комплектацией Golden State Warriors, когда там играли сразу 4 звезды НБА, а себя сравнивает с тренером Майклом Д'Антони, который тяготеет к игрокам, которые хорошо бросают из-за дуги, то есть шутерам.
Также, здесь есть двусмысленная отсылка к Эрлу Симмонсу, или DMX'у:
I been water whippin' Earl Simmons, all my dawgs eat
"Water whipping" - значит готовить крэк, чем Фредди занимался в былые годы; и именно пристрастие к этому веществу преследовало DMX'a до конца его жизни.
В интервью на The Breakfast Club Фредди Гиббс сказал, что ему не нравится просить других исполнителей о гостевом куплете, и он предпочитает работать только с теми, с кем у него хорошие взаимоотношения. Одними из таких исполнителей как раз таки являются Pusha T и Killer Mike, которых Фредди очень уважает и лирическому уровню которых он старается соответствовать. Их коллаборация "Palmolive" - это один из самых высоко оценённых критиками треков на этой пластинке.
Здесь Freddie Gibbs и Pusha T упоминают о разных исторических событиях и политических деятелях, обсуждая различные темы, при этом используя изобилие многосложных рифм. Они оба делают отсылки к 40-му президенту США Рональду Рейгану: Freddie сравнивает с ним Трампа, которого он называет "реалити-звездой в Белом Доме", а Pusha говорит о своём взрослении в 80-х, когда во время правления Рейгана, была эпидемия кокаина. Но мне больше всего понравилась вот эта строчка Pusha T:
Obama opened his doors knowing I was a criminal
Это отсылка к событию 2016 году, когда Барак Обама пригласил различных музыкальных исполнителей в Белый Дом для обсуждения инициативы администрации «My Brother's Keeper», направленную на поддержку программ, не допускающих попадания молодежи в систему уголовного правосудия. Ирония в том, что Pusha раньше и сам был преступником, продававшим кокаин, а теперь он сидит в Белом Доме. Кстати, аутро этого трека взято из комедийного выступления Дэп Шугар Уилли.
"Fake names" это просто лютый трек, от которого у меня бегут мурашки по коже. Здесь Freddie говорит о безумной реальности уличной жизни, в которую он был ранее втянут.
В первом куплете Freddie Gibbs рассказывает печальную историю о том, как он перепродавал кокаин, привезенный его близким другом и его кузеном из Мексики. Пока Freddie сбывал товар, он узнал из новостей, что кузена его кореша застрелили, и после этого голос его внутреннего дьявола сказал ему отречься от друзей, так как всем правят лишь только деньги.
Во втором куплете жёсткий бит быстро сменяется плавным инструменталом, который сэмплирует "Cry of a Dreamer" от The Sylvers; здесь Gibbs говорит о все той же криминальной жизни, но теперь уже от лица богатого сутенера и драгдилера.
"Flat Tummy Tea" стал первым выпущенным синглом в преддверии выхода альбома. Назван трек в честь слабительного травяного чая, который Фредди по приколу рекламировал у себя в инсте.
Здесь он все также жёстко стелит на бит, который из агрессивного около-рокового в середине перетекает в более плавный. В конце трека Freddie Kane нескромно заявляет: "Top five rapper alive and that's on Vice Lord" - и я с этим абсолютно согласен! Фредди и вправду очень недооценивают, хоть он не обладает такой популярностью как Кендрик или Коул, но он точно входит в топ 5 лучших исполнителей в игре на данный момент.
В "Situations" Freddie рассказывает про жизненные трудности, через которые ему пришлось пройти, чтобы достичь своего нынешнего положения. Здесь мы можем в полной мере насладиться его каденцией и его многогранным флоу, который идеально сливается с битом Мэдлиба. Кстати, аутро здесь исполняет Таддеус Мэтьюз, известный как "ругающийся пастор" за использование ненормативной лексики в своих проповедях.
Далее идет абсолютный бэнгер "Giannis", на который залетел Anderson Paak. Сингл назван в честь греческого баскетболиста, двукратного обладателя звания MVP, Янниса Адетокунбо. Здесь Гиббс, в привычной для себя манере, разносит бит от Madlib'a, а Андерсон Пак его прекрасно дополняет. Этот трек наполнен множеством интересных строк и отсылок, из которых мне больше всего понравилась максимально рандомная отсылка к DJ Khaled'у:
Keepin' a baby .380 with me like Khaled stay with Ashad
Фредди говорит, что держит при себе пистолет, как DJ Khaled держит при себе своего сына. Несмотря на то, что до этого Freddie и Paak ни разу не работали вместе на студии, у этих парней точно есть химия, и хотелось услышать больше их совместных работ.
В "Practice" темп немного снижается; здесь Гиббс затрагивает тему семьи и лицемерных друзей, которые, в своих интересах, удерживали его в уличной жизни и не давали ему полностью отдаваться музыке.
Фредди рефлексирует по поводу своей преданности к улицам, говоря, что ему не нужна фальшивая любовь, но он не может забыть свое прошлое:
Fake love, I really don't need it like Allen ain't need the practice, Hell yeah nigga, we talking about practice, How I'm gonna break up with the streets? I got the questions but I can't find the answers
Это отсылка к Аллену Айверсону и его легендарному интервью, в котором он говорит, что ему не нужны тренировки для демонстрации высокой результативности в играх. Здесь Freddie Gibbs использует вордплей: Question - это модель кроссовок Айверсона, а Answer - это его псевдоним.
"Cataracts" - это чилловый трек, в котором Гиббс рассказывает о своем стиле жизни и религии. Тут у многих, как и у меня, может возникнуть вопрос, при чем тут вообще Cataracts (катаракта). Суть в том, что Марихуана способствует снижению внутриглазного давления, и поэтому Фредди много курит, чтобы предотвратить развитие катаракты.
Честно говоря, когда мне впервые довелось послушать этот альбом, то я как-то прохладно к нему отнёсся, но потом, то и дело, у меня в голове играла мелодия, но я не мог понять откуда она. После фарма половины своей библиотеки, я наконец наткнулся на тот самый трек под названием "Gat Damn" с этого альбома. И после сотого и трехсотого прослушивания этой песни, я не перестаю восхищаться её божественным звучанием. Именно этот трек по-настоящему открыл для меня такого исполнителя как Freddie Gibbs.
Здесь Freddie очень искренне и эмоционально рассказывает о тяжёлых моментах своей жизни, которые заставили его сменить приоритеты, а именно он говорит о ситуации в 2016 году, когда он был ошибочно обвинён в изнасиловании и ему тогда пришлось потратить более миллиона долларов на адвокатов, чтобы доказать свою невиновность и выбраться из тюрьмы, где, к слову, он и написал большую часть текстов для этой пластинки.
"Education" - это трек о социальной несправедливости и тёмных страницах истории. Здесь гостевыми куплетами отметились Yasiin Bey (Mos Def) и Black Thought, которые размеренно рассуждают о рассовой дискриминации и лицемерии правительства, в то время как Freddie Gibbs агрессивно наваливает свой фирменный cocaine rap; и это сочетание разных стилей и разной лирической составляющей в совокупности с битом от Madlib'a с сэмплом музыки индийского кино композитора R.D. Burman'а делает звучание этого трека абсолютно уникальным и неповторимым.
Заканчивается эта пластинка на мажорной ноте, синглом "Soul Right".
Это один из моих любимых треков Фредди, который я буквально заслушал до дыр. Теперь каждый раз, когда после новой стрижки смотрю на себя в зеркало, я вспоминаю фразу из интро этого трека:
Bald head, head like a baby, a baby ass, bitch
Собственно говоря, вот за такие приколюхи, я и люблю Фредди: какой ещё исполнитель может говорить всякую дичь, а потом врываться и делать настоящую классику?
В этом треке также есть немало отсылок, из которых я отмечу вот эту:
Shakin all these nutso niggas off the roof, off the record, Ball without a motherfuckin' ball like I was Tommy Sheppard
Это отсылка к фильму "Above the Rim" 1994 года, в котором одну из главных ролей играет Тупак Шакур. Герой этого фильма Натсо, играя в баскетбол, случайно выпрыгивает из окна многоэтажного здания и разбивается насмерть. В этой строчке, Натсо олицетворяет всех оппонентов, которых Фредди сбрасывает с вершины индустрии.
В следующей строчке, Гиббс сравнивает себя с другим героем этой драмы, Томми Шепардом, который, после смерти своего друга, имитировал движения с мячом на площадке, и тут идёт вордплей: ball - играть в баскет, а ещё ball - это хаслить, чем и занимается Freddie Gibbs. Здесь в припеве он подытоживает:
I can't hold no grudges, my hands too busy catching blessings
Несмотря на свое тяжёлое прошлое и все предательства со стороны его друзей, Фредди не держит ни на кого зла, ведь он занят принятием благословений.
Итак, этим релизом Freddie Gibbs хотел доказать, что он - исполнитель высшего эшелона, а Madlib хотел расширить границы своего творчества и проявить себя в сфере "гангстерского реализма", и им обоим это удалось на все 100%. Стоит отметить, что все биты для этого альбома Madlib написал на своем Айпаде. Да-да, все 15 инструменталов были записаны на гребаном Айпаде, что в очередной раз подчёркивает продюсерский гений Мэдлиба. У меня эта пластинка всегда вызывает настоящую эйфорию; она мне помогает и расслабиться, когда надо, и сфокусироваться, и просто погрузиться в творческий вакуум, наслаждаясь ее звучанием. Я могу вечно расхваливать этот альбом, как и все творчество Freddie Gibbs'а и Madlib'a, которые являются настоящими мастерами своего дела, ведь не каждый может сотворить такой шедевр как Bandana. Если же сами хотите в этом убедиться, то прошу к прослушиванию этого джоинта.
KANE SEASON BITCH!