Окей!
Erykah Badu
Baduizm
Baduizm
Baduizm

Baduizm

Erykah Badu
x
Erykah Badu
1997 • 14 треков
Топ Года
Партнерский Материал
Слава Говоров
Автор Статьи•19 Июля, 2023
Ревью
Baduizm

Как и у любого жанра, у нео-соула есть представители, не создававшие направление, но являющиеся яркими представителями и передовыми популяризаторами данного музыкального течения. Среди тех, кто стоял у истоков нео-соула и сумел довести довольно нишевое, отделённое от материнского, звучание этого жанра до завершённого продукта является Эрика Баду.

Её дебютный альбом “Baduizm” по сей день выступает камертоном и качественным ориентиром в создании любого нео-соул материала и около-жанровых произведений, что является лучшим маркером «классики» в условиях перманентной волатильности музыки.

В 1997 году “Baduizm” явил собой не просто музыкальный альбом, а около-религиозную концепцию, которой Баду будет придерживаться и по сей день. Характерное мировоззрение на свою музыку Эрика отразила в названии альбома и объяснила его значение так:

В культуре из которой я родом, а именно хип-хоп, термин “изм” имеет слэнговый характер, определяющий марихуану. Бадуизм был создан с целью «накурить» вас музыкой.

То есть Бадуизм (в данном контексте я использую это слово без кавычек, так как не имею в виду альбом) представляет собой некое виденье на музыку, как на объект наслаждения и портал, поднимающий, или скорее транспортирующий сознание. Похожие приёмы присутствуют в разных религиях и культурах: к примеру, тлеющий сандал используется в буддизме для моления, а марихуана - неотъемлемая часть растафарианства.

Эти идеи я слышу уже с порога проекта. На “Rim Shot” меня встречает гипнотизирующий и вводящий в транс монотонный бит, в купе с повторяющимся, словно мантра, припевом.

Когда словно психотроп, он доводит все твои органы чувств до максимальных оборотов, в дело вступает “On & On”.

“Inspired by the Gods and the Earths” – написано к аннотации “On & On” на виниловом издании альбома. Влияние «пятипроцентников», к которым была причастна Эрика, не могло не отразиться на её творчестве. «Народ Богов и Земель» имел значительную популярность не только в кругах хип-хопа Нью-Йорка, но и среди всего чёрного населения Америки в 80-90-х. годах XX века.

Идеи первоначала и исключительности чёрного человека присутствуют и в творчестве Баду. Первый же сингл с дебютного альбома “On & On” Эрика посвятила своим религиозным размышлениям и на одном из куплетов я слышу:

Мир и благословения проявляются с каждым выученным уроком. Если бы твои знания были преимуществом, тогда оно было бы заслуженным. Если мы созданы по его образу и подобию, то называйте нас нашими настоящими именами. Большинство умников не верят в Бога, но всё равно боятся нас.

«Если бы твои знания были преимуществом». Этой строчкой Эрика рисует линию на песке и оставляет всех, кто ставит материальное превыше духовного, за чертой. Основа творчества, как и мировоззрения Баду, стоит на возможности донести до человека его природу и подтолкнуть его к собственным корням.

В первую очередь она обращается к афроамериканцам с идеей, набравшей большую популярность после проповедей и учений Элайджи Мохаммеда, что чёрный человек – не просто первородное существо на Земле, но и «сын Израиля» - прямое продолжение Бога.

Прекрасное подтверждение вышесказанных слов, в виде аллегории встречает меня далее.

Если ты не хочешь понимать меня, тебе не сорвать яблока с моего дерева.

...слышу я на “Appletree”. Эрика вырастила собственное древо познания.

И так же как мир Адама перевернулся с ног на голову, когда он вкусил плод в Эдеме, так же и мир слушателя не будет прежним, если он сорвёт яблоко с её дерева.

Если вы решили, что “Baduizm” полон нравоучительных постулатов, то это не так. На этом альбоме находится место не только духовным убеждениям Эрики, но и любовным чувствам. Такие песни как “Otherside of the Game” или “Next Lifetime” демонстрируют нежную, ранимую сторону Баду.

“Otherside of the Game” рассказывает историю девушки обеспокоенной судьбой своего молодого человека, занимающегося уличными делами, вторая же композиция с ещё более лирическими мотивами, повествует о женщине, влюблённой в другого, уже будучи в отношениях. Её терзания на столько не выносимы, что всё, чем она может себя успокоить, это убеждениями, что она встретится со своим любимым в следующей жизни.

Кроме этого на “Baduizm” Эрика решила попытаться совместить боль всего её народа и личную историю. Композиция “Certainly” воплощает в себе две интерпретации.

Лирическим героем в ней выступает женщина, которая упрекает мужчину, находящегося рядом с ней, в том, что он узурпировал её свободу. Эмансипируя себя и провозглашая, празднуя свою независимость Эрика освобождается и гнетущего её общества.

В глобальном же смысле “Certainly” можно воспринимать как попытку чёрного человека декларировать свою свободу по отношению к белым поработителям не только времён работорговли, но и времён молодости родителей Эрики, когда в Америке процветала сегрегация, а в слове расизм не было ничего маргинального.

Я не искала любви, малыш, а теперь ты хочешь вылечить меня. Я не искала любви, папочка, а теперь ты хочешь вылепить из меня что-то.

...слышу я на первом куплете песни.

Все эти не полярные, но всё же не идентичные по тематике песни склеивает лаконичные, но не теряющие своего великолепия аранжировки. Инструменты на “Baduizm” «оживают» на “Live” – концертном альбоме Эрики, выпущенном в том же году, что и её дебютный альбом, который, в итоге, сертифицировался трижды платиновым.

В конце 90-х Эрика Баду сумела привлечь большую волну внимания к нео-соулу, не ослабляющую и по сей день. Преобладающий инструментальный минимализм выводит на передний план вокал артиста и его способность завлекать слушателя своими мыслями, историями, с чем “Baduizm” хорошо справляется. Будучи одним из первооткрывателей жанра Эрике Баду удалось создать классический альбом, культовость которого уже давно вышла за рамки одного лишь нео-соула.

Треки из сторисТреки из сторис
Тебе также может понравиться
No items found.