Наверняка в начале 10-х вы слышали такое словосочетание как «beast coast» и вполне вероятно, что при его упоминании вы ловите приятные эмоции, чувствуете vibe бруклинских улиц и начинаете качать головой. Игра слов основана на словах «beast» = зверь, и «east» - Восток, т.е. «звериное восточное побережье» - новые представители Востока, которые готовы перевернуть игру. Это объединение - феномен независимого репа 10-х. Beast Coast представляют такие коллективы как Pro Era (Joey Bada$$, ныне покойный Capital Steez, CJ Fly, Nyck Caution и др.), The Underachievers (AKTHESAVIOR и Issa Gold) и, конечно же, наши сегодняшние герои, одни из ярчайших представителей этого направления – Flatbush Zombies (Meechy Darko, Zombie Juice и Erick The Architect).
Если говорить именно об этом коллективе, то они всегда отличались от своих соратников: подачей, темами, инструменталами, флоу, своей химией. Если того же Джоуи и его ребят сравнивают с классиками уличного Нью-Йорка – Нас, Бигги, Джей и др., то стиль Флетбушей обычно характеризуют, как некий потомок мрачного проекта RZA и Принца Пола – Gravediggaz. Также часто их стиль сравнивают с Ol’ Dirty Badtard. В каких-то отдельных моментах каждый участник обладает некой схожестью с отцами-основателями, но все-таки это группа, а вместе они создают уникальный стиль, уникальную комбинацию, которую не спутаешь ни с чем, даже в нынешнем состоянии индустрии, когда предложение превышает спрос.
И их первый студийный альбом, «3001: A Laced Odyssey» является ярким показателем того, что у ребят свое видение. Они не хотят быть похожими на кого-то, они не хотят высоких позиций в чарте, они просто хотят делать то, что действительно умеют. Хотят поделиться своими эмоциями, своим мнением, продемонстрировать свой скилл и то, что они действительно могут задать трепку.
Дебютный альбом «3001: A Laced Odyssey» вышел 11 марта 2016 года. В первую неделю он был продан тиражом 28 тыс. копий и занял 10 место в американском чарте Billboard (и первое место в чарте независимых альбомов). Отличный результат, но Зомби не из тех, кто гонится за такими цифрами. Отдельное внимание стоит уделить обложке. Она настолько оригинальная, яркая и красочная, что сразу же привлекает внимание. Один из тех примеров, когда обложка произведения по своей сочности не уступает содержанию.
Над ней работал художник Дэвид Накаяма, который успел посотрудничать с Марвел над Дэдпулом, Человеком-Пауком и т.д. Интересно то, что после прошлого релиза – BetterOffDead – прошло целых три года (также стоит все-таки упомянуть, что в 2014 году выходил небольшой EP совместно с The Underachievers).
Можно представить, как долго и с каким трепетом фанаты ждали новый альбом. И вот, в 2016 году они дали своим поклонникам то, чего они так долго хотели.
Стоит поговорить о названии. «3001: A Laced Odyssey» отсылает нас к культовой классике, научно-фантастическому фильму Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея»
и к книге Артура Кларка «3001: Последняя одиссея».
Научно-фантастические произведения об освоении человеком космического пространства. Если переводить слово «laced» напрямую, то получается «зашнурованный», но «зашнурованная Одиссея». Звучит не слишком презентабельно. Но тут стоит обратиться к сленгу. В сленге «laced» означает подмешанный без ведома наркотик, цель которого – усилить эффект. С этим значением все встаёт на свои места. То есть перед нами альбом-одиссея с наркотическим эффектом, но в нем подмешаны такие «вещества», которые однозначно усилят наше впечатление.
Первый трек «The Odyssey» начинается с представления группы диспетчером, руководящим запуском ракеты.
После обратного отсчета он говорит, что в мире полном хейтеров, ненависти осталась одна группа смельчаков, которые готовы этому противостоять. Эти трое человек путешествуют по разным концам Земли, чтобы найти правду. И эти три человека – Flatbush Zombies. Ориентирующиеся в кинематографе люди сразу найдут отсылку к фильму Кубрика. Я имею в виду звуки обезьян на заднем фоне, поскольку по сюжету фильма на земле появился некий черный монолит, из которого приматы и получили знания и смогли эволюционировать. Скорее всего, такой отсылкой они хотели показать, что их альбом – такой же монолит, который заставит людей идти вперед.
Это один из лучших вступительных треков на моей памяти. Все куплеты звучат так, будто выдолблены на монументах, и ничего не сможет их стереть. Джуйс говорит о том, что все этим новомодным ребятам не подходят роли королей, пусть спросят Джадакисса. Он отдает дань уважения своей семье, своим близким, так как вместе они делают историю. И еще он каждый день экспериментирует со своим сознанием с помощью разнообразных наркотиков (наркотики – зло, помните об этом!).
Эрик говорит о том, что в репе он как Джейми Хьюллет, основатель групы Gorillaz. Также он вдохновлен Кубриком, и это эксклюзивно для его хулиганов. И тут две отсылки на Кубрика. С одной стороны – название альбома, с другой – слово «хулиганы». Так свою банду называл главный герой фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин» Алекс.
А куплет Мичи звучит так, будто родился антихрист. Во времена инквизиции за такие строки Мичи явно был бы сожжен. Он говорит, что его цель – сгореть в аду, а не в тюрьме, и своими мыслями он сможет сделать так, что даже Иисус засомневается в религии. Он говорит о том, что его ничто не испугает, его мать Кровавая Мэри, а когда он встретит деву Марию, то она перестанет быть девственницей. Себя он называет смесью лучших хитов Мерилина Мэнсона и немного Тупакалипсиса (прим. «2pacalypse» - дебютный альбом Тупака). Уже в этом треке мы можем увидеть эту самую химию, когда участники дополняют друг друга и создают нечто поистине невероятное. Моментально влюбляешься во флоу Джуйса, в голос Мичи и в биты Эрика. Вообще практически все биты для группы делает именно Эрик, и на данном альбоме - полностью его продакшн. И лейтмотивом проходят слова Мичи:
«Почему я чувствую, что прошлое цепляется мне за задницу?»
«Bounce», по сути - главный трек на этом альбоме, он выходил синглом до релиза проекта.
Но он не является каким-то откровением, также тема превосходства над другими и тема наркотиков (которая идет тонкой нитью через весь альбом). Трек накрывает с головой, название полностью соответствует вайбу.
Куда интереснее в плане идеи трек «R.I.P.C.D.», то есть «Покойся с миром, компакт-диск».
Также некоторые считают, что название можно расшифровать как «Покойся с миром, Коуртни Дьюар». Коуртни Дьюар – настоящее имя репера Capital Steeze, умершего в 2012 году. Коуртни – один из основателей Pro Era и близкий друг Зомби. Трек является некой одой эре компакт-дисков, которая умерла, когда стриминги начали занимать главенствующее положение в индустрии. В то время музыка на дисках была чем-то физическим и материальным, чем-то ценным, стриминги делают из музыки нечто потоковое, а диски в то же время просто пылятся на полке и превращаются в «дедушкины артефакты».
В припеве Эрик говорит:
«Покойтесь с миром, диски, теперь ты не сможешь проиграть мои хиты, потому что новые компьютеры попросту не предназначены для этого»
Т.е. он не говорит о том, что теперь мы только на стримингах, он говорит о том, что просто кто-то не сможет послушать треки. Такой метафорой они демонстрируют то, что им плевать на тенденции, они все-равно будут придерживаться классики, придерживаться своего видения. Сам трек, и особенно бит, звучат максимально ортодоксально, в духе beast coast, и действительно создается некое желание загрузить этот трек на диск и гонять в CD-плеере.
Эрик обращается к популярным представителям жанра и говорит, что его рифмы настолько жесткие, что им следовало бы поучиться. Они придерживаются одинаковых схем, и поэтому клепают одинаковые песни. Может у них есть немного артистизма, но никаких оригинальных идей.
А Мичи говорит, что заберет их головы как ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация). Вообще куплет Мичи на этом треке заслуживает отдельного обзора, поэтому вы сами должны это услышать.
В треке « A Spike Lee Joint» Зомби сравнивают свой путь со Спайком Ли, наверное, самым значимым афроамериканским режиссером для независимого кино в целом.
Зомби как и Спайк, добились успеха своими силами, сохранили свою творческую мощь, а не продались крупным лейблам. В припеве приглашенный артист Энтони Фламмиа говорит:
«Неподписанный и независимый, скажите моей маме, что я сделал это. Когда ты рискуешь своей жизнью – это постоянная борьба за выживание»
Эрик же говорит:
«На улице полно волков, поэтому мой аппетит только рос. Я был голоден на этот рэп еще со старшей школы»
То есть Зомби из тех, для кого главное в их ремесле – само ремесло, и только в свободе они могут делать то, что умеют делать и к чему давно были готовы.
Отдельно стоит поговорить про «Fly Away» и «Ascension» - сольные треки Мичи Дарко, на которых он выдает такие мысли и такие переживания, такие эмоции, что становится даже жутко.
Трек звучит как некая блюзовая или даже соуловая композиция, как будто мы слушаем блюзового певца 30-х Роберта Джонсона, который по городским легендам продал душу демону перекрестка, а взамен получил признание. Мичи говорит следующее:
«Не уверен, существую ли я вообще? Мне здесь не место, мне будто подрезали крылья. Как я могу улететь? Мы всё равно все рано или поздно умрем. Я каждый день под кайфом. Поможет ли само***тво прекратить мою боль?»
С одной стороны, от таких размышлений слушателям становится очень некомфортно, но с другой - мы сочувствуем лирическому герою Мичи. Но эта композиция являлась лишь неким затишьем перед штормом. Трек «Ascension» звучит так угрожающе и так мощно, что можно подумать будто Мичи – воплощение самого дьявола.
Если «Fly Away» выражал некое сомнение, неуверенность в своих силах, зачем все это, если мы все всё равно умрем, то в «Ascension» Мичи будто обрел силы и понял в чем его предназначение. Он говорит:
«Я вознесся так высоко, что пытаюсь быть лучше Бога. Что я такое говорю? Я даже еще не в стадии своего величия. День за днем мы продолжим пытаться захватить этот мир. Время это иллюзия, я будто теряю рассудок»
Его прикосновение, как у царя Мидаса - превращает все в золото, а сам он воспитан дьяволом, поскольку дьявол, по словам Мичи, проводит свои эксперименты именно над ребятами из гетто. Мичи ничего не боится, здесь он сам воплощение страха, и его стоит остерегаться и не вставать у него на пути.
После такого напряжения Зомби дают нам расслабиться и отдышаться с помощью интерлюдии «Smoke Break».
Расслабленный бит и такие же расслабленные голоса Эрика и Джуйса – то, что нужно, чтобы не сойти с ума от мыслей Мичи. Эрик и Джуйс читают о любви к эмджей, о том как они привыкли расслабляться в тяжелые минуты. А мы после передышки уже настроены на продолжение альбома.
Трек «Trade Off» интересен в первую очередь своим инструменталом.
Сначала читает Эрик, потом Джуйс, а потом Мичи. И к концу бит становится все мощнее и устрашающе, т.е. бит как-бы подчеркивает индивидуальный стиль каждого участника группы. Эрик говорит о том, что в современном мире ничего не обходиться без жертв. Интересная цитата у Джуйса:
«Это все тот же микстейп, только завернутый как альбом»
То есть Зомби все те же ребята с улиц, которые не стараются сделать какой-то вылизанный коммерческий релиз. А последний куплет Мичи вновь заставляет задуматься на тему его связи с Сатаной. Он говорит:
«В этом году я прошел через шесть сеансов экзорцизма, но чувствую себя так же. Я постоянно под веществами, я лишен сна, поэтому кошмары я вижу наяву, а не во сне. Чувак, я готов продать свою душу, но для начала хотя бы ее найти»
Лейтмотив всего трека – нужно усердно трудиться, чтобы получить то, чего хочешь. Об этом они говорят в припеве:
«Усердно работай, усердно играй. Бросай свою дневную работу, если чувствуешь, что это не твое, приложи усилия к тому, к чему у тебя лежит душа»
Трек «Good Grief» о том, что до общепризнанного успеха совсем недалеко. Они в паре шагов от того, чтобы оставить свой след в истории.
В аутро трека, выполненного в звучании R&B, есть некая обобщающая мораль:
«Не могу дождаться, когда мы начнем. Мы получим то, чего хотим. Мы должны это получить»
Трек «New Phone, Who Dis?» о том, что как только обретаешь славу, всем становится что-то нужно от тебя.
Все становятся твоими друзьями только потому, что ты знаменит, т.е. телефон просто разрывается от «новых» номеров.
«Мой телефон звонит и звонит. Кто это? Деньги или слава?»
В треке «This Is It» Зомби говорят о своей уникальности, поскольку многие популярные реперы звучат одинаково, а Зомби обладают своим стилем.
В припеве Эрик говорит:
«Все вы, дураки, звучите одинаково, в ваших именах нет чести. Сформируй что-то уникальное. Перестань лежать на диване, это неправильно»
Зомби четко видят свою цель, осознают свою уникальность, но понимают, что просто так ничего не добьешься, победу нужно вырывать зубами. Джуйс говорит:
«Никогда не маскировался, мне нравится моя кожа. Вы продали душу ради славы, но мы не из этих»
Т.е. им не нужно носить маски и прикидываться кем-то другим, чтобы добиться любви и расположения, им намного комфортнее быть теми, кем они действительно являются, и именно этим они и подкупают. Эрик говорит, что он всегда был один на один с собой, но теперь он один из трех, у них связь, которая никогда не разорвется. Из слов Эрика становится понятно, что Flatbush Zombies – настоящий коллектив, участники которого дополняют друг друга и становятся одним целым. В аутро трека Мичи говорит, что все это они делают ради своих братьев, ради своих семей, своих близких.
«Your Favorite Rap Song» – последний трек альбома.
В отличие от прошлых, этот – довольно простой. Аутентичный бит, повторяющийся хук и три куплета. Но в этом и была задумка. Зомби хотели показать, что сейчас аудитория стала не требовательной, и каждый может с легкостью сделать трек, который станет «твоей любимой хип-хоп-композицией». Но ребята лукавят. Хоть трек и простой, но он вполне имеет достойные шансы стать любимым треком истинного фаната хип-хопа: отличный бит; зубодробительные панчлайны, рифмы и флоу. К тому же трек звучит очень мощно, даже не смотря на ход Эрика с несведенным вокалом. Трек идет целых 13 минут.
Вторая половина трека – сборник аудиосообщений от фанатов группы. Они выражают свою любовь участникам; говорят о том, как ждут их альбом; некоторые говорят, что Зомби изменили их жизнь да и в целом просто желают им дальнейших успехов и качественной музыки. Становится понятно, что даже будучи независимыми, не продвигаемыми крупными лейблами, можно добиться большой любви от поклонников жанра, причем эти люди точно будут до конца, поскольку за честными исполнителями стоят и преданные фанаты.
«3001: A Laced Odyssey» - потрясающий альбом. Возможно, что кто-то, увидев название, будет ждать какого-то сторитейлинга, как на альбоме Лоджика 2015 года «The Incredible True Story», и его отсутствие их оттолкнет.
А кто-то просто насладиться потрясающими битами авторства Эрика, отличными текстами с довольно сильными и умными панчлайнами и играми слов. Кто-то вполне может для себя открыть своего нового любимого репера, ведь троица – как персонажи компьютерной игры, со своими способностями: Эрик – гик, разбирающийся в технике; Джуйс – отвязный парень с блантом в руке, стреляющий остроумными и забавными строчками, а Мичи – универсальный солдат с агрессивной подачей, который сметет любого, кто перегородит ему дорогу. Вместе эти ребята создают уникальную команду супергероев, в чем нам удалось убедиться в 2016 году, на фоне выхода «The Life Of Pablo» Канье, «Views» Дрейка и «Birds In The Trap Sing McKnight» Трэвиса.
Альбом был не заслужено обделен вниманием широкой аудитории, хотя у него огромнейший потенциал. Но все-таки кому-то удалось познакомиться с группой и стать ее фанатом, а для кого-то они еще больше утвердились в роли мессии современного хип-хопа. Свой успех группа закрепила альбомом 2018 года «Vacation In Hell», но об этом поговорим в следующий раз.
На сегодняшний день, Зомби продолжают расти и открывать новые границы: недавно они посотрудничали со своим кумиром, который сильно на них повлиял – с Tech N9ne. Также они сотрудничали с основателем Wu-Tang – RZA. Но самое интересное то, что группа приняла участие в ремиксе на один из популярнейших треков Металлики - «The Unforgiven» - на расширенном «The Black Album» в честь 30-тилетия альбома легендарной группы.
В общем, Flatbush Zombies не собираются останавливаться, они так же гнут свою линию и стараются покорять новые вершины, и этот потрясающий альбом - отправная точка в их дискографии.