Учитывая, насколько долго форсили Guapdad 4000 в 2020 году, рассказ о нём был лишь вопросом времени. Он мелькал и в релизе Buddy, и в коллаборационном тейпе Revenge Of The Dreaners 3, на которые я выпускал свои обзоры, но почему-то не сильно заострял внимание на Guapdad 4000. Так вышло, что относительно недавно он выпустил свой 3 полноформатный альбом. Но что такого в Guapdad'е? Причём тут скам-рэп и как в эту движуху вписался !llmind? Давайте по порядку.
Guapdad 4000 - 28летний рэппер, певец и сонграйтер филиппинско-американского происхождения из Оклэнда, штат Калифорния. Он является участником хип-хоп супергруппы Zoink Gang, в которую входят JID, Smino и Buddy. Guapdad 4000 работает в поджанре скам-рэп, а его вокал и стиль многие сравнивают с Ma$e, Fabolous и Cam'ron.
!llmind - филлипинско-американский продюсер и сонграйтер. Он продюсировал хип-хоп, трэп, поп, соул и электронную музыку для таких лейблов, как Cash Money, Def Jam и Aftermath, поэтому вас не удивит, если я скажу, что он работал с Kanye West, J Cole, Drake, Kendrick Lamar, Beyonce, Jay-Z, Future, Lil Uzi Vert и многими другими артистами. У него есть свой подкаст в Spotify («Illmind Put The Loop On»), куда частенько залетают продюсеры типа Boi-1da, Murda Beatz и разные деятели индустрии. А ещё, он был (или есть до сих пор) преподавателем в Нью-Йоркском университете и периодически организовывает творческие сессии в секретных локациях, где собирает молодых продюсеров, общается, даёт им советы и участвует в их творческом процессе.
Минутка образования: Скам-рэп - это рэп, где главной темой текстов является цифровое мошенничество (то есть: взом карт, аккаунтов, кража пин-кодов, перевод\вывод грязных денег и чуть ли не гайды по всему этому добру). Молодёжники конечно это всё знают, но этот текст больше для дедов, вроде меня. Что примечательно, этот поджанр начал развиваться в Детройте, а значит перенял некоторые фишки от Детройт-рэпа (ускоренные биты, соответствующий флоу и щитпостинг). Самым главным представителем этого жанра (в Америке) считается Teejayx6, который стрельнул в 2019 году. В России скам-рэп стал популярен примерно к концу 19-началу 20 года (скажем спасибо объединению Melon Music), а самым ярким представителем жанра на ру-сцене считается Scally Milano, хотя задолго до него те же Flesh, Lizer & Dimebag Plug уже читали про скам-темы, но как такового термина "скам-рэп" еще не было в природе. Всю эту штуку вычитал на FLOW, но самым интересным мне показался коммент, где некто закинул инфу, что ещё в 2005 году Сибирская группа NTL (уже) читала про скам движухи в треке "Про Кардера Джакса" (можете чекнуть в ютубе).
Но самым успешным скам-рэпером считается Guapdad 4000. Цифры говорят об этом. "Lil Scammer That Could", "Flossin" - и там и там больше 2млн просмотров, прослушиваний еще больше. Также есть трек "BALI" с Rich Brian'ом, это наверно самый успешный трек в карьере Guapdad 4000, а после этого меня совсем не удивил тот факт, что 1176 был выпущен при поддержке 88rising Records.
Окей, почему такое название? - В честь дома в западном Оклэнде, где прошло детство артиста (осенью 2019 года семья артиста потеряла этот дом). Он стал своеобразным мостом между азиатской и американской культурой, а Guapdad4000 в этом альбоме выдвинул на первый план свое филиппинское наследие. На обложке изображёно фото этого дома, но благодаря иллюстрации - мы видим, что этот дом под угрозой (всё в огне, с неба падают метеориты).
Интересно, что именно !llmind взялся за демонстрацию артиста в новом обличии, более задумчивом и мечтательном, кардинально отличающимся от тем секса, мошенничества и анимэ, на которых раньше было акцентировано всё внимание. Мы сходу слышим серию вопросов, а не привычных шуток и рифм от Guapdad'a в самом классном и первом по счёту треке - "How Many". Уверен, любого зацепит знакомый семпл из трека Alice DeeJay "Better Off Alone", который звучит не так радужно и весело, как в 1998 году, а скорее мрачно.
Но забавно, что следующим по порядку идёт трек "She Wanna", типичный минималистичный бэнгер с упором на секс-тематику, а сразу за ним, в "10finity", Guapdad говорит с богом, о чём-молится и показывает нам внутреннее смятение. Короче, я понял, что концепции здесь, кроме как в названии и обложке, как таковой нет.
Stephen Kearse из Pitchfork чётко описал, что цена таких думок - потеря личности. И в правду, почему самым популярным среди скам-рэпперов оказался Guapdad 4000? Потому что в отличии от его коллег по цеху, он делал упор не на гайды и "открытие завесы" такого рода хассла, а на риске, импровизации и любопытстве, чем-то менее осязаемом, но прекрасно понятным на подсознательном уровне. То есть, в этом альбоме мы полностью потеряли "чувство приключения". А что, если в ютубе мы видим прикольные видео и поэтому эти треки нам залетают, почему аудио-формат не должен быть сюжетно интересен? Видимо, Guapdad 4000 преследовал иные цели, например чтобы мы сладко поспали на треках "Big Shot", "Downgrade", "Gargoyles", "Playstation" и изредка просыпались, когда слышим "Chandler" или "Touch Dough".
Да, иногда получается вслушаться и заметить, как прикольно Guapdad 4000 с помощью грамотного сторителлинга преподносит нам свою автобиографию в треках "Muhammad" или "Uncle Ricky". Это наверно самые интересные треки, с точки зрения содержания и звучания в совокупности.
Почему-то людям понравился "Chicken Adobo", но как по мне - это супер-стандартная ретроспективная песня о любви под такой-же стандартный гитарный бит. Мелодично, но ничего особенного.
Guapdad 4000 попадал в чарты только лишь с треком "Costa Rica", и то в Billboard Hot 100, если мне не изменяет память. !llmind из всех своих коллаб-альбомов только единожды, в 2010 году, видел топовые позиции чартов (альбом "Live from the Tape Deck", 3 место), чего нельзя сказать об отдельных песнях крупных артистов ("Love Yourz", J. Cole, 1 место; Drake "You & the 6", 1 место). Он крутой, скилловый продюсер, но по ходу у него своё видение музыки, учитывая его выбор напарников.
Не могу сказать, что альбом мне понравился. Возможно потому что Guapdad 4000 отошёл в сторону от своего первоначального стиля и попытался сделать что-то более глубокое и личное, а может потому что я не слышу в нём чего-то уникального, и его личные темки меня не особо впечатляют. Не знаю, есть куча подобных историй от множества артистов, но в них есть соус, поэтому их интересно слушать. Вызывающие клипы, яркий и дерзкий образ - это тот самый соус Guapdad'a и то, на чём (пока) держится его творчество, в то время когда сам по себе скам-рэп в Америке всё никак не прорывается дальше андерграунда. Guapdad 4000 ещё молод и неопытен и поэтому, возможность поработать с !llmind'ом (как и участие в студийной сессии ROTD3) - это подарок судьбы и ещё один урок на пути к чему-то большему. По идее, их филлипинские корни должны были организовать невероятный коннект, но на деле - альбом, за исключением нескольких песен, оказалось попросту не интересно слушать больше одного раза.