“Блаженны изгнанные за правду, ибо есть их царство небесное” (Мт. 5:1–12)
Свобода или несвобода?
Ye. Yeдинственныймузыкант в двадцать первом веке, а возможно и за всю историю музыки, который десять раз смог свободно рассказать о себе миру, используя разные, придуманные им самим диалекты одного и того же языка. Языка, на котором говорят безумцы его гениальности. Но не просто рассказать, а сделать это неповторимо. Каждый альбом Йе это реинкарнация его творческой личности, новая планка не только для музыкальной индустрии, но и для всей сферы искусства.
Ко всему, что сейчас происходит с Йе (быв. Канье Уэст) можно относиться по-разному. Влиятельные бизнесмены отменяют его везде, куда дотягиваются их руки. Давние ненавистники удаляют его каталог из своих плейлистов. Преданные последователи защищают каждое предложение, сказанное артистом в социальных сетях и бесчисленных интервью.
Есть же и те, кто занял выжидательную позицию и не спешит делить всё на чёрное и белое. И я одинаково понимаю всех, кто имеет своё мнение по поводу деятельности Йе за последний год. Одного я понять точно не способен: «фанатов», которые искренне удивлены тому, что сейчас происходит.
Если вы любите Йе, слушаете музыкальные работы, созерцайте визуальные решения, носите дизайнерские воплощения, и в тот же момент удивляетесь его антисемитским и расистским высказываниям (в осознанности коих я сомневаюсь), буллингом бедного Пита Дэвидсона и нападкам на весь клан Кардашьян, то поставьте на паузу “Ultralight Beam”, удалите из галереи интерьер его дома и снимите чёртовы Yeezy! По-моему, вы кое-чего не понимаете!
Людей, которые внимательно слушали музыку Йе начиная с “The College Dropout” и заканчивая “Donda”, вряд ли удивят, впечатлят и уж тем более поразят его противоречивые мувы. Обо всём, за что он сейчас получает небывалого масштаба хейт, он предупреждал нас буквально на всех своих релизах. Но больше всего, Йе рассказал об этом на “ye”. Он не предсказал свой разрыв с Adidas, развод с Ким и весенний показ Balenciaga, но очень точно описал своё ментальное состояние, принципы и убеждения, которым следует и по сей день.
“Я – и есть мои картины”, - скажет Уиллем Дэфо в образе легендарного Винсента Ван Гога в одноимённом фильме 2018 года. Хочешь лучше понять жизнь художника, обратись к его картинам. Так бы я перефразировал это высказывание, применяя его к нашему сегодняшнему герою. Внимательно послушав “ye” можно найти для себя практически все ответы, касаемо самого популярного артиста последних 15 лет. По крайней мере, для себя я их точно обнаружил.
Это тот альбом, на котором Йе отошёл от разительных транс-жанровых экспериментов и в очень аскетичной и минималистичной оболочке, максимально глубоко опустился к чертогам своего состояния. Альбом, на котором за двадцать с небольшим минут, он буквально вывернул себя наизнанку за первые десять! Иногда метафорично, иногда фигурально, но порой и очень недвусмысленно поведал миру о своих самых ужасных мыслях. Самых маниакальных стремлениях и неоднозначных положениях его виденья, которое сегодня вызывает так много споров.
Это не классический обзор на музыкальный альбом, и не попытка оправдать или защитить кого-либо. Всё, что вы прочтёте дальше и всё, с чем ознакомились выше – лишь поток сознания, направленный на переосмысление одного из самых критикуемых и, одновременно, незаметных альбомов 2010-х. Итак, на очереди “ye” от Ye.
Весна 2018 года. Долина Джексон-Хоул, штат Вайоминг. В этом богом забытом уголке центральной Америки, прогуливаясь между заснеженных гор, Йе напевает мотив из “Ghost Town”.
Он приобрёл огромное количество земли (от 4000 до 9000 акров, по разным оценкам) для постройки дома и комплекса подземных производств-хранилищ, ориентированных на продукцию Yeezy. Но главное, чем прославится место, с которым Йе связывали вплоть до 2020 года – это музыка. Будучи на своём ранчо, вдалеке от небоскрёбов, офисов и шума мегаполиса, в окружении степей, гор, долин, диких рек и озёр, он выпустит три альбома, направленные на духовную сторону человеческой природы: “Kids See Ghosts”, “Jesus Is King”, и “ye”.
Помимо собственных проектов, Йе принимал активное участие в продюсировании “NASIR” от Наса, “Daytona” от Пуши и “K.T.S.E.” Теяны Тэйлор.
Все эти шесть альбомов объединяет характерный почерк Йе – активное сэмплирование (особенно на альбоме NASIR, где Нас может читать буквально в унисон с громкостью семпла), не тривиальные барабаны и лирика, во многом обращённая к собственной духовности. Естественно, “ye” не обошли вышеприведённые характеристики.
Все мы прибывали в некотором, выражаясь цензурно, шоке от listening-party Донды. Масштаб мероприятия мог вполне сравниться с выборами президента США. Только ленивый домосед без интернета не знал, что происходило в Чикаго и дважды в Атланте накануне выхода одной из самых ожидаемых пластинок Йе. Подобные мероприятия были приурочены к каждому проекту артиста начиная с “Yeezus”, когда listening party было не отличить от обычного концерта.
Затем был “The Life Of Pablo”. Забитый битком Madison Square Garden и десятки приглашённых звёзд из разных сфер.
Для “ye” было решено сделать кое-что особенное. Особенное именно для такого человека как Йе. По дороге на listening party, он ставит пластинку в машине для Ким, и та оперативно корректирует некоторые строчки в альбоме. И муж покорно убирает упоминания о 400 лет рабства на первом же треке! Далее идёт Джексон-Хоул, пионерский костёр посреди степи и от силы человек 100, которые слушают альбом через колонку.
Впечатляет? Не особо, правда? Если только не знать контекст релиза.
Это первый альбом от Канье, в котором он на столько откровенно говорит… ну скажем так «о себе». К этому меня готовит сама обложка альбома: сделанная на айфон фотка гор Вайоминга, с очень забавной, как по мне, подписью, ставшей детерминацией и визитной карточкой репера – “Я ненавижу свою биполярку. Это прекрасно”.
По-моему, это уже очень по-Уэстовски, вам так не кажется? Особенно, если учитывать тот факт, что для альбома-брата “ye”, “Kids See Ghost” обложку рисовал Такаши Мураками…
Один трек, на котором я бы хотел остановиться подольше – тот, с которого я начну «матчасть» обзора. Открывает пластинку три бит-свича на “I Thought About Killing You”.
Точнее, это не классический бит-свич который мы привыкли слышать в трэпе, а скорее плавное развитие инструментала. “I Thought About Killing You” словно тот костёр, вокруг которого собрались гости listening-party: подбрасывая в него паленья он разгорается ярче, но сказать, что это принципиально другое пламя, нельзя.
На 7-трековом релизе не так много времени, на вступления и интро, поэтому с первых строчек мы слышим самые прекрасные мысли:
“Самые прекрасные мысли всегда скрыты во тьме. Сегодня я серьёзно задумался над тем, чтобы убить тебя. Я размышлял над этим. Преднамеренное убийство. И я думал над тем, чтобы убить себя. И я люблю себя гораздо больше, чем я люблю тебя, так что…”
Первая строчка альбома в оригинале звучит: “The most beautiful thoughts are always besides the darkest”. Явный дуализм в значении я для себя трактую следующим образом: Йе говорит не просто о том, что гениальность содержится в поиске, но что за не приятными вещами скрыта истина. И развитие этой мысли подхватывается рассуждением о смерти. Об убийстве и самоубийстве. Но кому адресованы эти слова? Первая моя мысль – самая банальная. Ким. Самая очевидная и, пожалуй, самая тупая. Возможно, следуя специфике минимализма на этом проекте, Йе банально обращается к его второму самому любимому существу на Земле. Очевидно же, что “Сегодня я серьёзно задумался над тем, чтобы убить тебя” – обращение к первому самому любимому существу на Земле: к себе самому!
Получается, Йе говорит о том, что он хочет убить себя? Не совсем. Так же как у людей с би-полярным расстройством личности, две полярные стадии бытия могут сосуществовать единовременно друг с другом. Так же и мысли, и поступки смешиваются в хаотичный винегрет. Этот объект даёт миру прекрасную музыку, а субъекту … наверное, боль. Йе обращается от лица одной из своих, так скажем, личностей к другой с заявлением, что всё моё прекрасное скрыто за тобой и сегодня я всерьёз раздумываю над тем, чтобы убить тебя. Но убив одну сторону себя, во имя высвобождения некой прекрасной сущности, умрёт и сам Йе, так как он состоит из своих двух крайностей. Поэтому после “Сегодня я серьёзно задумался над тем, чтобы убить тебя”, я слышу “Я думал над тем, чтобы убить себя. И я люблю себя гораздо больше, чем я люблю тебя…”
От какой из своих сторон Йе хочет избавиться? От лица какой стадии своего заболевания он обращается? К кому в конце концов направленны эти слова? Всё, что я привёл выше, лишь поток моего сознания. Моя интерпретация. Одно я с уверенностью могу сказать точно: на “I Thought About Killing You” буквально в четырёх строчках мы слышим яркий пример духовного дисбаланса художника в попытке транслировать своё видение наружу. Видение, за которое его сегодня критикуют, но которое патологически не может оставаться внутри.
Возможно это просто один большой эксперимент Йе над собой, ибо далее на песне он говорит:
“Просто скажи это вслух, чтобы понять какого это. Люди говорят не говори то, не говори сё. Просто скажи это вслух, просто чтобы понять”
После первой, депрессивной, части композиции, наступает переходная. Йе больше не рассуждает сам с собой под лёгкий инструментал. Далее начинаются реальные, если хотите, предсказания, и в середине песни мы слышим:
“Мне нужен Коук без рома, я слизывал Коук с её языка. Я не шучу ни с кем, потому Он умер таким молодым”
Тот факт, что Йе ассоциирует себя с Иисусом не секрет ни для кого. И, как Иисуса распяли за правду, которую он нёс людям, так же и Йе говорит, что умрёт молодым, потому что не собирается врать. Ничего не напоминает?
Переходная стадия сменяется маниакальной, бит принимает резкий и грубый характер и под конец я слышу:
“Типы говорят, что они герои, но я не вижу у них кепок. Если бы я не сиял так ярко – не было вообще теней”
“I Thought About Killing You” – одна из самых гениальных песен, которые я слышал у Йе. Она словно Библия – каждый воспринимает её как хочет и использует для своих целей.
Крик. Ор. Вопль. Как хочешь – “Yikes”.
Классический пример чисто маниакальной песни на альбоме. Своей энергией она мне напоминает “I’m A God” с “Yeezus”.
Припев Дрейка (жаль, что не в его исполнении) и, особенно, продакшн от Пьера Боурна наполняют меня каким-то трэп хаосом. Но не тем, который привносит своей музыкой Карти. Куплеты друг с другом держит навязчивая идея беспорядка и эгоцентризма. Я! Яяя! ЯЯЯ! Всё в это песни так и кричит о самом себе! И этот взгляд в зеркало смотрит тебе прямо в глаза, без преломления.
Я помню, как на “Saint Pablo”, за два года до “ye”, Йе говорил:
“Я не не поддаюсь контролю, я не поддаюсь их контролю”
Сейчас он признаёт, что не может контролировать даже сам себя. Или не хочет? Ведь на припеве я слышу:
“Это может быть угрожающим, пугающим, найди помощь! Порой я боюсь сам себя, порой я боюсь сам себя…”
И опять же до конца не понятно, то ли Йе обращается напрямую к нам, то ли сам к себе, то ли одна из его личностей разговаривает с другой через студийный микрофон. Боже, при одной мысли об этом у меня бегут мурашки по рукам!
Кое-что ко мне пришло в голову прямо сейчас. Забавно, ведь я и так сказал, что все эти мысли – чистый экспромт. Почему Йе просто не может спокойно принимать медикаменты, чтобы контролировать своё биполярное состояние? Ответ так же содержится в “Yikes”, а точнее в двух сточках.
“Йизи йизи тролит OD… Я чувствую, что Майкл и Принс пытались предупредить меня.”
Йе боится смерти. Я чувствую это во всём, что он делает. Беря во внимание одну только ортодоксальную любовь к себе это становится очевидно. Он не может принимать медикаменты, для контроля своего заболевания, так как боится передоза, находясь в своей маниакальной фазе. Похожего, что случилось с Майклом Джексоном и Принсом, только без би-полярного расстройства. И тот факт, что он имел опыт терапии, подсказывает мне, что Йе знает о чём говорит. Получается этакий уроборос, в котором Йе может и хотел бы лечения, но не может себе этого позволить, так как чувствует, что сам же себя и погубит от него.
Но не всё так печально. Дальше Йе успокаивает меня и говорит, что ему подконтрольны все грани его состояния. Проводя аналогию с Кимберли, я слышу:
“Я люблю твою грудь, ведь это доказывает, что я могу сосредоточиться НА ДВУХ ВЕЩАХ ОДНОВРЕМЕННО”
Именно умение в нужный момент переступать через свои травмы, породившие глубокие психические проблемы, он может кичиться своим состоянием, в открытую кидая шат-ауты Адидасу и пуская тень на Найки в аутро на “All Mine”.
Касаемо Ким и пророчеств, которые не сбылись. После “All Mine” альбом заметно успокаивается и меня встречает первая композиция на пластике, где Йе, как кажется, думает прежде чем что-то сказать.
На “Wouldn’t Leave” идёт прямое обращение к Ким и уверенности в ней. В её преданности. В её понимании. Йе описывает ситуацию, когда у него был тяжёлый разговор с женой, после слов о «400 годах рабства». На первом куплете я слышу:
“Моя жена позвонила мне, и орала, что мы потеряем всё. Она аж задыхалась, поэтому было тяжело её успокоить. Сказал ей, что она может уйти, если хочет. Но она не уйдёт. Я знаю, что она не уйдёт.”
Да-да…Именно такие слова я слышу в песне 2018 года. Кто бы знал, что произойдёт буквально три года спустя.
Вообще, разбирая судьбу Канье Уэста по молекулам, мне становится реально жаль этого мужика. Мне не хочется его жалеть, и я не испытываю чувства жалости. Нет. Мне просто его по-человечески жаль. Очевидно, что его жизнь можно разделить на две части: с матерью и без. И вот та часть, которая “без”, конечно, была, и по сей день остаётся насыщенна дерьмом, эквивалентным успеху. Потери Ховы и Кади, уход жены и разрыв с Адидас, увеличивающиеся в геометрической прогрессии психические проблемы и это только вершина айсберга.
Странно слушать “Wouldn’t Leave” сегодня. Пожалуй, это единственная песня на релизе, которая не просто мне что-то рассказывает, а которая, будучи не задуманной для этой цели, учит меня. В первую очередь быть осторожным со слепой верой в людей которых считаешь близкими.
Как я сказал выше, вторая часть альбома звучит спокойнее первой. И если первую половину можно слушать из-за лирики, то вторую, преимущественно, из-за музыки.
Невероятно духовный “Ghost Town” завораживает своими гитарными соло в аккомпанемент с припевом от Кид Кади.
“Я пытался сделать так, чтобы вы полюбили меня. Но все мои попытки лишь отдаляли вас от меня.”
Без контекста. Просто решил выделить эти строчки.
Когда я слушаю “Ghost Town” я чувствую себя как тот Спанч Боб из мема, который парит в воздухе в наушниках. Я чувствую в этой песне очень мощную энергию. Я чувствую в этой песне связь с природой и стихиями. Пожалуй, главные слова на альбоме “I feel kinda free” будут сказаны именно в этой песне, и я чувствую в ней силу свободы. Если свобода — это отсутствие страха, то Канье Уэст один из не многих свободных людей в этом мире. Конечно, мы понимаем, что и у него есть свои страхи, но на протяжении всего времени, что я слежу за ним, у меня есть ощущение, что это чёрный супермен.
“Моя биполярка – моя суперсила. Я – супергерой.”
Закрывает альбом даже не “Violent Crimes”...
а концовка песни, на котором Ники кидает Йе голосовое сообщение, в котором говорит:
“Я хочу дочь как Ники, о, мужик, обещаю, я сделаю из неё монстра, но никаких ménages”. Я не знаю, как ты скажешь это, но, пусть они это услышат…”
И… Занавес.
Как Йе будет говорить это? Да никак. Он ПОРОСТО вырежет это голосовое и вставит в обрамление альбома, в самый конец, как тривиальный вывод того, для чего он тут. В чём его главная миссия и благословение.
“When you got daughters, always keep 'em safe, Watch out for vipers, don't let them indoctrinate”
Так скажет Йе на своём следующем проекте. В принципе, это есть прямое продолжение слов Ники. Никаких ménages, но мои дети вырастут монстрами. Охотно верю, Йе.
Восьмой студийный альбом Йе – очередная классика в его дискографии. Пластинка, настоявшаяся идея которой раскрылась мне спустя 4 года после релиза. Её лейтмотив засиял всеми гранями палитры калейдоскопа, главным образом через призму сегодняшнего дня. “ye” выбрал свободу. Нам всем уже давно пора осознать с каким человеком в одно время мы живём. Я, без колебания, ставлю Yeдинсвенного в один ряд с Коперником, Эйнштейном, Бетховеном, Да Винчи, Джорданом и другими великими представителями эпох. И тот день, когда Канье Уэст умрёт, будет худшим днём в истории мирового искусства со дня смерти Пабло Пикассо.